Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


29.03.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Американский режиссер, автор фильма «Русский дятел» об аварии на ЧАЭС Чад ГРАСИЯ: «Если Путин попытается взять Мариуполь, мы окажемся ближе к Третьей мировой, чем когда-либо за последние 50 лет»("Бульвар Гордона").

15:18 02-06-2015


май 2015 

  Сенсационный документальный фильм «Русский дятел» посвящен альтернативному расследованию аварии на ЧАЭС. Главный герой киевский художник Федор Александрович берет интервью у работающих в сфере атомной энергетики и, анализируя имеющиеся факты, приходит к выводу, что Чернобыльская катастрофа была не случайной

Катерина ЛЕБЕДЕВА
Интернет-издание «ГОРДОН»


Славутич — самый молодой город Украины — поражает чистотой, большим количеством детей и невозможностью забыть о том, что совсем рядом начинается Зона отчуждения. Именно в Славутиче во второй раз, с 30 апреля по 3 мая, прошел интересный и перспективный фестиваль кино и урбанистики «86». Главным событием феста стал первый в Украине (и в СНГ) показ документального фильма «Русский дятел», посвященного расследованию причин катастрофы на ЧАЭС и получившего в январе нынешнего года главный приз «Сандэнса» — культового национального американского фестиваля независимого кино. Корреспондентка интернет-издания «ГОРДОН» посмотрела эту картину и побеседовала с режиссером Чадом Грасией.

Чад уже давно изучает русский язык, и, приехав в Киев по делам, случайно познакомился с эксцентричным театральным художником, преподавателем Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры Федором Александровичем, который и выдвинул теорию о том, что авария на ЧАЭС была спланированной. Собственно, «Русский дятел» приоткрывает завесу над тем, кто причастен к Чернобыльской катастрофе. В картине масса интервью с бывшими работниками атомной энергетики и высокопоставленными чиновниками, съемки скрытой камерой...

Александрович связывает катастрофу с так называемой «Дугой» — радиолокационной станцией «Чернобыль-2», точное предназначение которой до сих пор неизвестно, хотя формально она была построена для системы раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет. В бывшем СССР существовало минимум три таких станции — «Дуга-Н» возле Николаева, «Дуга» в поселке Большая Картель рядом с Комсомольском-на-Амуре и собственно «Дуга» возле Чернобыля.

До середины 1980-х годов эти объекты, позволявшие отслеживать высоко летящие цели на дистанции от 900 до 3000 километров, были полностью засекречены. Зато в картину Грасии вошли кадры американских новостей за 1976 год с сообщениями о странном сигнале из СССР, достигающем США и названном «Русский дятел» из-за сходства со стуком дятла.

Федор Александрович в ходе своего безумного на первый взгляд, но не лишенного логики расследования сообщает, что на строительство «Дуги» в Чернобыле было потрачено семь миллиардов рублей (при­­мерно в два раза больше, чем на строительство самой ЧАЭС). Но, несмотря на ог­ром­ные финансовые расходы, само предназначение «Дуги» так и осталось туманным. Художник, проинтервьюировав в рамках создания фильма многих работников советской загоризонтной радиолокации, на­зывает имя главного злодея — Василия Шамшина, министра связи СССР с 1980 года.

По мнению Федора, именно Шамшин и устроил аварию на ЧАЭС, ведь к марту 1986 года стало понятно, что пользы от «Дуги» нет, а авария отвлекла бы внимание от этого факта. Весьма актуально, что во всех бедах Александрович винит Москву: мол, и во время Голодомора 1933-го правительство СССР плевать хотело на украинцев, и в 1986-м решило пожертвовать жизнями десятков тысяч наших соотечественников, лишь бы скрыть бесполезную трату государственных денег. Злосчастную «Дугу» художник называет «глазом Москвы», а саму ЧАЭС — «атомным сердцем СССР».

Конечно, выводы, к которым пришел Александрович, спорны: иногда кажется, что он все это придумал ради эффектных кадров, в которых гуляет по Зоне отчуждения, завернутый в полиэтилен на голое тело, с факелом в руках....

Хотя и полезной информации в «Русском дятле» хватает. Так, один из интервьюируемых утверждает, что «кто угодно из персонала ЧАЭС мог устроить аварию десятками разных способов».

Тема фильма Чада Грасии не ограничивается Чернобыльской катастрофой — ведь и сам герой режиссера, Александрович, — личность странная, харизматичная, изобретательная. Художник связывает Чернобыльскую катастрофу с извечным стремлением России обесценить жизни украинцев, Голодомором и прочими трагическими страницами украинской истории, вплоть до нынешних. Его выводы основаны больше на эмоциях, на фактах, но удивительно созвучны актуальным тенденциям.

По мнению создателей фильма, деньги, выделенные правительством на строите­ль­ство «Дуги», просто отмывались — при этом, конечно же, «все нити заговора ведут в Москву». «Дятел» российский, хоть и находится в Украине», — утверждает Александрович.

Архивные документальные кадры, где Путин говорит, что «развал СССР — самая большая геополитическая катастрофа в мире», делают картину Грасии не только предельно антироссийской, но и открывающей для Запада новую, современную, независимую Украину, пережившую Евромайдан. Кадры с Федором Александровичем, выступающим на Майдане зимой 2014 года, где он рассказывает со сцены о своей конспирологической версии аварии на ЧАЭС, также вошли в фильм. В украинский прокат «Дятел» выйдет не раньше сен­тября, в российское медиапространст­во кинолента еще не попала.

[VR]«НА РОДИНЕ МЕНЯ СПРАШИВАЛИ: «УКРАИНА — ЭТО ГОРОД В РОССИИ?»[/VR]

— Мы получили приглашения от трех фестивалей в России, но сомневаюсь, что поедем туда, — рассказывает Чад Грасия. — Эта картина создана для американской аудитории, по законам американского кино. Когда я показывал первый отснятый материал на родине, меня спрашивали: «Украина — это город в России?». Это было до войны. Американцы не понимали отношений Украины и России, не знали, что Украина была частью СССР. Сейчас, конечно, люди уже более осведомлены. Я хотел проанализировать причины Евромайдана и донести как можно больше информации — о Голодоморе, коррумпированном украинском правительстве. Ведь, узнав об этом, можно понять, откуда взялся немного параноидальный художник — Федор Александрович. Знакомясь с историей его семьи, расстрелами дедушек и бабушек, преследованиями, мы узнаем больше об истории Украины.

— И как американская аудитория реагировала на «Русского дятла»?

— С большим интересом. После показов люди подходили ко мне, передавали деньги для украинских военных, адвокаты предлагали свою помощь всем, кто пострадал от событий Евромайдана...

— Чад, вы сами верите в связь всего: Голодомора 1933-го, Чернобыльской катастрофы, Евромайдана?..

— Да, авария на ЧАЭС связана с Евромайданом. Понимаю, что, если бы не события последнего времени, эта картина так и осталась бы семиминутным роликом на YouTube, что именно из-за событий в Ук­­ра­ине «Русский дятел» обрел такую невероятную актуальность.

— То, что в этот фильм попали события Евромайдана, — случайность?

— Да. Но я сразу увидел, что все эти события связаны, что Майдан — новая страница все той же истории. Когда Революция достоинства началась, многие кинематографисты приехали в Украину, и сами украинцы сделали великие фильмы — к примеру, «Майдан» Сергея Лозницы. Но мы к тому времени снимали свою историю уже год.

Когда начался протест в ноябре 2013 года, я просто вышел на улицу и снимал, но даже представить себе не мог, как события будут развиваться дальше. А Федор все твердил, что СССР возвращается... Он предвидел вторжение российских войск в Украину еще до Нового года, хотя нам всем тогда казалось, что это совершенно невозможно. Потому сегодня я более внимательно отношусь к прогнозам Феди — пусть далеко не во всем, но все-таки в чем-то он прав. Сейчас Федор Александрович в Нью-Йорке, продает картины, читает лекции и... пугает американцев. Когда его спрашивают, боится ли он за свою жизнь, художник отвечает, что все должны бояться за свои жизни, что война не за горами.

[VR]«ОСТАЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ПУТИН НЕ СТРАДАЕТ ТЯГОЙ К СУИЦИДУ»[/VR]

— Кстати, не страшно ли, что слова Федора о надвигающейся Третьей мировой войне, звучащие в «Русском дятле», могут оказаться пророческими?

— Сейчас момент мира. Но если Путин попытается взять Мариуполь, мы окажемся ближе к этой войне, чем когда-либо за последние 50 лет. Все будут вовлечены в нее, и это ужасно. Остается надеяться, что Путин не страдает тягой к суициду. Ведь иногда диктаторы разрушают все, а иногда все-таки понимают, что риски слишком высоки, и останавливаются...

— В вашем фильме часто встречаются обороты «российские войска», «война между Украиной и Россией» — поразительная четкость формулировок, хотя еще не все в мире признали нынешние события войной?

— Не признали разве что Россия, Северная Корея и Китай — так что не так уж поразительно. К тому же весь текст «Русского дятла» мы проходили с юристами. Мы намеренно использовали формулировку «российские войска вошли в Украину» — они же действительно вошли в Крым. Даже Путин это признал. А Крым — это Украина.

— Вернемся к «Дуге». В чем была задумка фильма «Русский дятел»?

— Она проста — понять, что «Дуга» делает. Но никто не мог нам дать четкого ответа. Иногда говорили, мол, «она направлена на Ближний Восток, куда-то в Абу-Даби». Я не мог понять, почему никто не говорит правду? Федор — как Шут в «Короле Лир» Шекспира, задающий в лоб каверзные вопросы, благодаря которым мы приближаемся к правде... Я думал, холодная война закончилась, все будут рады видеть американца и расскажут обо всех тайнах, но на самом деле снимать «Русского дятла» было очень тяжело.

Несколько месяцев заняли интервью с бывшими разработчиками локаторов и офицерами, работавшими на «Дуге». Иногда я прятался в соседней комнате, чтобы меня не видели, и через скайп посылал вопросы, которые задавали герои фильма. Таким образом, когда в комнате не было американца, люди открывались.

Вообще, к финалу работы над фильмом все запуталось: Федор начал опасаться, что я работаю на ЦРУ, я стал оглядываться, а не снимает ли он меня скрытой камерой... Мы же и сами часто снимали Федора скрытыми камерами. Он, кстати, не видел фильма до премьеры на «Сандэнсе», и я переживал, что он убьет меня за это... Но он обнял меня и сказал, что я сделал его одновременно и героем, и антигероем всей этой истории.

— Почему подобный фильм не снял украинец?

— Наверное, фигура Федора не показалась бы ему такой интересной, как, например, гражданину США. Ведь у многих тут похожие судьбы, у многих семьи поколениями страдали... Это теперь я понимаю, что у вас в стране таких много. Но на моем жизненном пути первым встретился Федор. Его история меня поразила, и для меня он стал таким символом.

[VR]«В США ИНОГДА ЧУВСТВУЮТСЯ ОТГОЛОСКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, ЗАКОНЧИВШЕЙСЯ БОЛЕЕ 150 ЛЕТ НАЗАД!»[/VR]

— На ваш взгляд, когда Украина окон­чательно избавится от советского прошлого?

— Лет через 50. Не одно поколение должно смениться, чтобы этот дух полностью выветрился. Сейчас трубят, что в Украине на 100 процентов новое правительство, но это попросту невозможно. Даже в США иногда чувствуются отголоски Гражданской войны, закончившейся более 150 лет назад!

— «Русский дятел» — ваш первый фильм, до того вы работали в театре... Мечтали снимать кино?

— Я мечтал не о кино, а о Шекспире. Потратил тысячи часов на постановку десятков пьес, но не могу вам показать ни одной из них. Рад, что в виде кино нашел форму, которая способна просуществовать более одной-двух недель.

— И о чем будет ваш следующий фильм?

— Секрет, потому что тема опасная. Если в двух словах, то о России и о безумии. Кстати, многие воспринимали «Русского дятла» как художественный фильм и спрашивали, где я нашел актеров на роль старых русских генералов... На мой взгляд, это и вправду не традиционная документалистика, а нечто вроде триллера, детективной истории...

— Как вам Славутич?

— Почти невозможно представить, что такой город существует! Рай, сказка. Место из старых советских фильмов, где все счастливы, воспитывают детей, улицы чистые, трафика мало, свежий воздух... В Америке искусственно созданные города не так комфортабельны. Мне было важно приехать сюда и тут представить фильм, ведь чувствую себя обязанным этому мес­ту и людям.