Согласно закону про декоммунизацию, демонтажу подлежат памятники коммунистическим деятелям, а также объекты, содержащие символику коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов 1971-1991 годов. Кроме того, переименованию подлежат объекты топонимики – площади, улицы и другое.
Самым ярким примером борьбы с остатками коммунистического режима в Киеве, стал снос памятника Ленину на Бессарабской площади в декабре 2013-го. После закрыли и лик Ильича на станции метро Театральная. Вслед за вождем со своих постаментов пропадали, к примеру, комсомольцы 20-х годов в парке Нивки, коммунист Демьян Коротченко возле метро Берестейская, упал бюст коммуниста Андрея Иванова. С карты Киева исчезли улицы Артема, Фрунзе, Коллективизации, переулок Щербакова и ряд других объектов. На днях силами неизвестных были демонтированы памятники еще двум советским деятелям, Виталию Примакову и Василию Боженко. Но избавиться удалось не от всего.
По данным Владимира Вятровича из Украинского института национальной памяти, сегодня в столице остается около 13 объектов советской эпохи. Из них 8 – это памятники Ленину, которые находятся на территории заводов. Речь, к примеру, о Киевском судоремонтном заводе на Набережно-Луговой, заводах Арсенал, Большевик, Киевском электровагоноремонтном заводе на улице Мазепы.
«Должно быть демонтировано и изображение Ленина на станции метро Театральная, которое сейчас просто закрыто. Думаю, это можно сделать – скорее всего, оно там установлено как декоративный элемент», - комментирует НВ Вятрович.
По словам городского главы Виталия Кличко, декоммунизация затянулась, потому что не все объекты можно легко и быстро демонтировать.
«Почти 150 улиц уже переименованы, осталось еще около десяти. В этом направлении работа продолжается. Что касается памятников, то некоторые из них очень сложно и дорого демонтировать, но процесс продолжается в соответствии с требованиями закона», - комментирует НВ Кличко.
У чиновников, как оказалось, немного ложные представления о том, что является произведением искусства
Мэр также добавляет, что в последнее время на теме декоммунизации по-киевски появилось очень много спекуляций.
По мнению Евгении Моляр, куратора проекта Soviet Mosaics in Ukraine от фонда Изоляция, тем, кто ищет виноватых в саботаже этого закона, стоит поискать среди авторов документа. Она говорит – он изначально провальный.
«Закон, как исключительно популистский жест, не предусматривает успешного выполнения. Поскольку не содержит четких критериев и определенных понятий, к примеру, таких как: "пропаганда символики", "публичное использование", "произведение искусства", и тому подобное. Нет инструментов и возможностей для его выполнения», - говорит Моляр.
Как пример она приводит советские мозаики – то, что и пытается сохранить с помощью своего проекта. Согласно ст. 4 закона о декоммунизации, мозаики не подпадают под его действие, поскольку являются произведениями искусства. Но и здесь есть свое но.
«У чиновников, как оказалось, немного ложные представления о том, что является произведением искусства. К примеру, в Киеве, на станции метро Дворец Украина фанерой закрыли мозаику авторства Степана Кириченко с изображением красноармейца. В Харькове недавно заштукатурили огромное панно Сергея Светлорусова на Институте сверхнизких температур. Все происходит бессистемно и хаотично, очень сложно отслеживать и предотвращать такие действия», - объясняет Моляр.
Убрать или оставить
Преградой для окончательной декоммунизации Киева являются и спорные скульптурные объекты – такие, на которых присутствует советская символика, но убрать ее нелегко. Один из них Родина Мать высотой в 102 м. В левой руке она держит щит, где изображен советский герб; серп и молот.
«Этот герб нужно снять или закрыть. Но демонтировать его будет не так легко, ведь это монументальная фигура, где важны размеры, вес и все остальное», - рассказывает Вятрович.
Еще один спорный объект – Арка Дружбы народов. Под ней установлен 6-метровый монумент трудящихся – украинца и русского, совместно поднявших над головами ленту Дружбы народов. На постаменте надпись: «В ознаменование воссоединения Украины с Россией». Однако, по словам Вятровича, под действие закона она не попадает. Он говорит: у Украинского института национальной памяти даже есть идея, что можно было бы соорудить на месте арки.
«Мы поддерживаем идею создания там мемориала погибшим воинам АТО. Даже готовы предложить именно там соорудить национальный пантеон памяти погибших во времена независимой уже Украины, и в составе этого пантеона может быть мемориал воинам АТО», - говорит Вятрович.
По мнению киевоведа Григория Мельничука, и Арку Дружбы народов, и Родину Мать стоит «перезагрузить», но решение должно приниматься на конкурсной основе. Он выделяет и другие спорные точки в Киеве. Например, памятник Николаю Щорсу на перекрестке улицы Симона Петлюры и бульвара Тараса Шевченко. Это конная статуя высотой 13,8 м.
Это 70 тонн гранита! И нужна спецтехника, чтобы его снять и перевезти. А на это необходимые бюджетные средства
«С одной стороны – очевидный персонаж советской мифологии, с другой – памятник интересен с точки зрения искусства, это один из немногих конных памятников в Киеве. Это для многих причина защиты его от демонтажа - и повод сделать хороший музей советских памятников», - объясняет Мельничук.
У Кличко добавляют: и Родина Мать, и памятник Щорсу – объекты Министерства культуры. Без его выводов заниматься демонтажем здесь нельзя. Правильно будет ожидать, пока эти объекты передадут городу.
Неподалеку от метро Лыбедская до сих пор стоит на своем постаменте и памятник чекистам – людям, которые боролись с «контрреволюцией» и расстреливали тех, кто смел засомневаться в советской власти. Во времена независимой Украины на этот монумент нападали трижды: в 2009-м отбили кепку и нос на одном из лиц, в 2013-м написали на постаменте Кати України, а 28 апреля этого года скульптуру пытались снести представители Комитета освобождения политзаключенных, лидером которой является Николай Кохановский.
Столичные власти же до сих пор не снесли этот монумент потому, что на это нету финансов, говорит, в свою очередь, городской глава.
«Это 70 тонн гранита! И нужна спецтехника, чтобы его снять и перевезти. А на это необходимые бюджетные средства. И с этой проблемой мы тоже сейчас разбираемся», - комментирует Кличко.
Куда девать вождей
Еще один важный вопрос – что делать со снесенными скульптурами потом. После того, как в Украине начался массовый «ленинопад», общественники и представители властей начали обсуждать возможность создания специального музея под открытым небом.
Предполагалось, что демонтированные монументы вывезут, к примеру, на территорию Национального экспоцентра Украины, более известного как ВДНХ. После этого называлось еще несколько мест – фигурировал и Музей национального быта Пирогово, и Музей авиации, и участок в 50 га на улице Оросительной в Днепровском районе, территория вокруг той же Родины Матери, участок по улице Бережанской в Оболонском районе. Но окончательное место все еще не выбрали.
«Сегодня мы ведем предварительные переговоры с некоторыми учреждениями, где есть площадки, на которых можно было бы разместить музей тоталитаризма. Но окончательное решение о том, где именно он будет находиться, должен принять Киевсовет», - объясняет Кличко.
«Я думаю, музей был бы важной туристической достопримечательностью города. Такого рода парки есть, например, в Будапеште, возле Вильнюса, и люди туда ходят, это вполне популярные объекты», - считает, в свою очередь, Вятрович.
Такого же мнения и Мельничук. Музеи советского искусства – распространенная практика, и при правильной подаче это может быть популярным объектом, говорит он. Но здесь важно соблюдать тонкую грань, чтобы подобные музеи остались лишь способом напомнить о тех страницах нашей истории, но не превратились места популяризации коммунистической идеологии.
В то же время, по мнению Моляр, в этом вопросе изначально нарушена причинно-следственная связь. Вначале, говорит она, нужно было подумать и создать музей, а уже потом – подписывать приказы о демонтаже и переносить скульптуры в этот самый музей.
«А так, получается, что надо где-то эти объекты хранить до тех пор, пока создадут музей. Кто-то должен отвечать за них», - добавляет Моляр.
На данный момент символы красной эпохи вывозят на территорию аэропорта Киев в Жуляны – там их временно разместят на одной из открытых площадок.
Александра Горчинская.