Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


28.03.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Узурпация власти — болезнь украинских президентов ("Зеркало недели")

17:54 06-08-2016

Или 10 фактов президентства Порошенко


06.08.2016

Порошенко

Или 10 фактов президентства

Порошенко Диктатура Виктора Януковича не образовалась за один день. Ведь предыдущего президента избрали на свободных, прозрачных и демократических выборах. К такому состоянию привел ряд шагов, незаметных для общества. 

Прежде всего, формирование парламентского большинства на основе включения "тушек" с целью формирования нового пропрезидентского правительства, возвращение Конституционным Судом Конституции в редакции 1996 года (2010), подчинение президенту всей вертикали исполнительной власти в Законе о центральных органах исполнительной власти (2011), назначение подконтрольного Генерального прокурора (для подчинения силовой вертикали).

Для объективности следует отметить, что всем президентам Украины не хватало конституционных полномочий, и они стремились к их расширению неконституционным способом. Так, Леонид Кучма фактически исказил конституционно установленную смешанную форму правления и де-факто реализовал президентскую республику, а Виктор Ющенко придумал для оправдания предусмотренных Конституцией действий относительно досрочного прекращения полномочий парламента "скрытые полномочия" президента.

Свержение диктатуры очень дорого стоило украинцам. Поэтому сейчас нужно дуть на холодное, чтобы позже наш народ снова не обжегся на горячем.

Кандидат в президенты Украины Петр Порошенко в своей предвыборной программе "Жить по-новому" подчеркивал: "Не буду претендовать на полномочия большие, чем те, на которые вы меня изберете".

Но первые два года работы президента на должности свидетельствуют, что реалии жизни и провозглашенные предвыборные обещания расходятся. Однако если предыдущий президент выстраивал подчиненную ему систему власти исключительно для собственного обогащения и обогащения "семьи", то сегодня у общества нет доказательств использования главой государства своих полномочий в корыстных целях. 

Глава государства ведет себя так, будто мы снова живем в президентско-парламентской республике. Будто ему не известен принцип конституционной законности, которая обязывает действовать только способом и в порядке, четко определенными Конституцией и законами.

Представители СМИ все время акцентируют внимание на несоблюдении П.Порошенко обещания относительно продажи своего бизнеса. Крупный бизнес и выполнение полномочий президента нельзя совмещать — сплошной конфликт интересов.

Вместе с тем обещание относительно соблюдения пределов президентских полномочий является его юридическим (конституционным) долгом, который, к сожалению, постоянно нарушается.

Подобных примеров за полтора года президентства Петра Порошенко набралось очень много.

Во-первых, только за три недели после инаугурации президент решил в закрытом режиме, без проведения общественного обсуждения и привлечения ведущих отечественных экспертов, изменить Конституцию. Так, 26 июня 2014 г. он внес в парламент законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины" № 4178а, который свалился на общество, как снег на голову. В предложенных изменениях в Конституцию президент хотел отобрать у правительства право антимонопольного регулирования и регулирования природных монополий: руководителей соответствующих структур Петр Порошенко желал назначать и увольнять самостоятельно.

Во-вторых, президент, не считаясь с обращениями международных организаций и украинских правозащитников, существенно ограничил конституционные права лиц вследствие подписания закона от 12 августа 2014 г. о 30-дневном задержании, передаче прокурорам судебных полномочий относительно применения предупредительных мер в зоне проведения АТО.

В-третьих, Петр Порошенко заставляет парламент нарушать установленные законодательные процедуры и нарушает их сам. В частности при:

— принятии в целом 16 сентября 2014 г. Закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

— принятии 16 сентября 2014 г. Закона о недопущении преследования и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей, который до сих пор (уже полтора года после голосования) и не подписан, и не заветирован;

— регистрации законопроекта об обеспечении права на справедливый суд от 26 декабря 2014 г. № 1656 (со временем принятый в целом как закон) в обход требований регламента, поскольку к тому времени был зарегистрирован аналогичный по смыслу законопроект о судоустройстве и статусе судей № 1497;

— принятии 12 мая 2016 г. закона, который открыл путь для назначения Юрия Луценко на должность Генерального прокурора.

В-четвертых, президент в течение двух лет уклонялся от обязанности формировать состав Центральной избирательной комиссии. Высший административный суд 16 ноября 2015 г. признал противоправной такую бездеятельность главы государства, которая заключается в невнесении в парламент представления об освобождении 12 членов ЦИК.

В-пятых, президент вмешивается в сферу деятельности исполнительной власти. Это происходит из-за продолжения неконституционной практики его предшественников относительно предоставления поручений Кабинету министров и другим органам государственной власти в актах президента. Согласно Конституции, президент не является главой исполнительной власти и потому не имеет права давать поручения никому, кроме Министерства иностранных дел и Министерства обороны.

Так, например, устанавливалась обязанность правительства и государственных органов относительно обеспечения условий для введения современных телекоммуникационных технологий на основании пункта 1 Указа №613/2014. В этом указе зафиксирована неконституционная практика президента и ее изучение на постоянной основе. А именно: изучается состояние выполнения поручений президента Украины в 2015 г. (распоряжение №20/2015-рп). Правительство и премьер-министр рассматриваются как подчиненные субъекты, которые в обязательном порядке включаются в состав совещательных органов (Указ № 644/2014). Ведь правительство своим постановлением не пытается включать президента в свои рабочие группы?

В-шестых, президент ставит под сомнение гарантированную Конституцией и законом независимость органов прокуратуры, поскольку ввел незаконную практику согласования кандидатур на должности военных прокуроров (Указ № 738/2014). Он поручает ГПУ, МВД и СБУ отчитываться о результатах расследования некоторых преступлений. Однако самая большая проблема для Украины заключается в том, что руководство указанных органов не видит проблем в таком поручении, берет под козырек и исправно отчитывается. Среди всего руководящего состава органов правопорядка был лишь один человек, считавший эту практику неприемлемой и не отвечающей европейским стандартам. Речь идет о бывшем заместителе Генерального прокурора В.Касько, который прямо указал, что "пока Генпрокурор будет проводить столько времени в АП, мы европейскую прокуратуру не построим". Но этот случай у нас — исключение из общего правила восприятия президента как реального руководителя органов правопорядка.

В-седьмых, президент получил не предусмотренное Конституцией право назначать руководителей новообразованных органов. Именно так следует рассматривать положения Закона о Национальном антикоррупционном бюро и Закона о Государственном бюро расследований, предоставляющие президенту неконституционные полномочия относительно назначения руководителей этих новых органов. Таким образом, расследование политизируется, а это влечет за собой "избирательность уголовного преследования", что совсем недавно сокрушительно критиковала Европа. По словам народных депутатов, в иной редакции мы бы не увидели этих законов и новых учреждений — такой была политическая позиция команды главы государства. Вместе с тем под НАБУ и ГБР заложена мина замедленного действия — их создание может быть впоследствии признано неконституционным из-за незаконного способа назначения руководства.

В-восьмых, президент не колеблясь подписал изменения в Закон Украины "О выборах народных депутатов Украины" от 16 февраля 2016 г., позволяющие менять избирательные списки после того, как состоялись выборы. Это противоречит конституционно установленным избирательным правам. 14 марта 2016 г. представители Мониторингового комитета Совета Европы осудили эти законодательные изменения, указав на недопустимость подменять результаты волеизъявления граждан волей партийных лидеров.

В-девятых, президент сохраняет влияние на судебную власть. Например, до принятия 2 июня 2016 г. конституционных изменений в части правосудия он сохранял неконституционные полномочия — переводить судей и ликвидировать суды, приводить судей к присяге. Кроме того, президент оставил дополнительные полномочия, которых до сих пор не имели его предшественники: он будет подписывать удостоверения председателям судов и их заместителям, еще два года будет переводить судей и до конца 2017 г. иметь право ликвидировать суды. При этом новая редакция Закона "О судоустройстве и статусе судей" (принятая с нарушением регламента) позволяет председателям судов и их заместителям времен Януковича, привыкшим исполнять политические указания, еще на 6–7 лет остаться на своих должностях.

В-десятых, 7 июля 2016 г. в первом чтении в Верховной Раде президент сумел протащить изменения в новый Закон "О государственной службе", искажающие конституционный порядок назначения глав местных государственных администраций. В частности, законопроект № 4370-1 от 15.04.2016 г. предусматривает для президента Украины дополнительные неконституционные полномочия в вопросе назначения глав МГА. Закрепленная в проекте процедура устанавливает, что кандидатуры глав МГА определяет не Кабинет министров Украины, а комиссия, создаваемая президентом Украины. Это лишает правительство права самостоятельно определять кандидатуры, подаваемые президенту Украины. Напомним, что согласно Конституции глав МГА назначает президент по представлению правительства, то есть именно правительство является ответственным за отбор кандидатур на должности глав МГА.

Этим анализом мы не предлагаем признать действующего президента узурпатором, а всего лишь обращаем внимание на необходимость неуклонно соблюдать Конституцию. Без устранения неприемлемой для демократических стран практики нарушения Конституции мы снова можем остановить развитие Украины. Надеемся, что наши подозрения будут опровергнуты дальнейшими шагами и решениями главы государства.

Для снятия всех подозрений с президента ему нужно всего ничего — соблюдать Конституцию Украины!

     

 Александр Банчук,

Юлия Кириченко