Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


24.04.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

ДРЕВНОСТЬ. Эпоха Викингов (древнейший период – 1060 г. н. э.) История Швеции (Издательство "Весь мир", М., 2002)

12:34 17-06-2015


ДРЕВНОСТЬ (древнейший период – 1060 г. н. э.)

Сколько лет Швеции?

/18/ Географический регион, который мы называем Швецией, возник после таяния ледника в последний ледниковый период (рис. 1) и поднятия из воды суши. Чтобы получить представление об этом длительном процессе, уместно будет наметить несколько отправных пунктов.

• Около 12 000 лет до н. э.: началось таяние ледника – возникли первые очертания суши на юге (рис. 2).

• Около 8 000 лет до н. э.: полуостров на юге – будущая область Гёталанд, которая в то время представляла единый с континентом массив, освободилась ото льда. Ледниковая вода образовала пресноводное Балтийское ледниковое озеро, которое постепенно превратилось в современное Балтийское море (рис. 3). По мере освобождения суши ото льда здесь появились растения, животные и люди.

• Около 7 000 лет до н. э.: два полуострова освободились от ледникового покрова: южная часть – Гёталанд и северо-скандинавская – будущие области Свеаланд и Норланд. Оба полуострова разделены рекой Свеа, представляющей собой широкий пролив, который делает Балтийское ледниковое озеро (Восточное море) внутренним морем, названным Иольдовым морем.

• Около 6 000 лет до н. э.: части суши соединяются, ранее освободившиеся ото льда полуострова сливаются, исчезает река Свеа, и Иольдовое море (Восточное море) превращается в пресноводное озеро, получившее название Анциловое озеро. Таяние льдов в Скандинавии по большей части завершено, и поверхность суши, прежде всего, в будущих областях Свеаланд и Норланд, продолжает увеличиваться за счет ее поднятия, которое длится и по сей день (рис. 5).

• Около 4 000 лет до н. э.: первоначальные очертания Швеции. Ледник давно растаял, и суша увеличилась настолько, что обозначились формы поверхности современной Швеции. Однако /19/ побережья озера Меларен и северной части моря все еще находятся под водой. На юге суша прорезана морем, которое образует проливы Бельт и Эресунн и очерчивает Скандинавский полуостров. Анциловое озеро (Восточное море) становится внутренним морем с соленой водой и получает название Литориново море (рис. 6).

 

Ян Мелин

I. Каменный век (древние времена – около 1500 г. до н. э.) 

Ранний каменный век (древние времена – около 3000 г. до н. э.) 

/21/ Примерно 80 000 лет тому назад начался последний ледниковый период, и обширные части Северной Европы и Северной Америки оказались покрытыми толстым слоем льда. Рельеф Швеции начал формироваться, когда ледник растаял, а суша поднялась из воды. Это происходило постепенно в течение длительного времени (см. разделСколько лет Швеции?). Таяние ледника началось в Южной Скандинавии около 12 000 лет до н. э., а около 4000 лет до н. э. суша, освободившаяся ото льда, поднялась настолько, что можно узнать очертания современной Швеции.

По мере того, как ледник отступал, происходило формирование растительного и животного мира, появился человек.

Откуда пришли люди? Не имея возможности прокормиться, пока ледник покрывал землю, они заселяли различные части Скандинавского полуострова в разное время. Большая миграция, которая происходила волнообразно, шла с юго-запада и юга – со стороны современной Дании и европейского континента. Люди появились на Скандинавском полуострове и с северо-востока, это могло произойти непосредственно после таяния ледника на севере. Некоторые ученые считают, что миграция могла идти и с западного побережья Норвегии, которое из-за Гольфстрима было свободно ото льда в течение всего ледникового периода и, возможно, заселено.

Население, державшееся морского побережья и берегов рек, занималось охотой, собирательством и рыбной ловлей, поэтому тип /22/ подобного хозяйства, помимо названия ранний каменный век, именуется также каменным веком охотников. Важнейшими материалами, характерными для материальной культуры этого периода, были камень, глина, дерево и рог, а также кожа и сухожилия животных.

Вначале, когда господствовал арктический климат, северные олени были главным объектом охоты. Позже климат улучшился, и стало даже теплее, чем сейчас. Среди различных пород деревьев в Южной и Центральной Швеции преобладал дуб; после миграции северных оленей на север, благородный олень, косуля и кабан становятся наиболее распространенными видами животных. Единственным домашним животным долго остается собака.

От этого времени до нас дошли археологические находки, свидетельствующие о деятельности человека на севере. Древнейшие стоянки людей находились в местах, где ледник растаял раньше: в Дании, области Сконе и на западном побережье Швеции. Они относятся к так называемому анциловому периоду (ок. 7000–5500 гг. до н. э.). Отдельные находки в Дании и Сконе датируются, однако, примерно 9-м тысячелетием до н. э. Миграция с северо-востока также оставила свой след – стоянки первобытных людей, которые могут быть датированы приблизительно 4-м тысячелетием до н. э. Некоторые археологи доказывают, что заселение Северной Швеции происходило уже в анциловый период.

Поздний каменный век (около 3000 – около 1500 гг. до н. э.) 

Приблизительно 3000 лет до н. э., то есть около 7000 лет после появления культуры земледелия на Ближнем Востоке, жители Севера научились земледелию и скотоводству. Развитие новых форм хозяйствования стало для историков границей, которая отделяет ранний каменный век – каменный век охотников – от позднего каменного века, получившего название каменного века земледельцев.

Искусство обработки земли и разведения домашнего скота стало, вероятно, величайшей революцией в истории человечества. Кочевой охотник, рыболов и собиратель превратился отныне в оседлого земледельца. Но это была «мобильная оседлость», и даже после революции в земледелии многие продолжали вести образ жизни охотников.

У исследователей нет единого мнения относительно того, как возникла на севере культура земледелия: одни считают, что она появилась /23/ здесь в связи с иммиграцией (несколько волн) или же благодаря контактам охотников с земледельческими племенами, жившими южнее. Другие считают, что охотники сами научились искусству земледелия.

Важнейшим достижением культуры этой эпохи стало умение затачивать твердый кремень, который применялся в качестве орудия труда и оружия.

Около 2000 г. до н. э. на территорию Европы вторглась группа родственных по культуре и языку народов, названных индоевропейцами. Представители так называемой культуры ладьевидных топоров, которые хлынули в Швецию во второй половине земледельческого каменного века, принадлежали, видимо, к индоевропейцам. Однако у исследователей нет единого мнения о происхождении этой культуры. Название ее происходит от изящной формы каменных топоров, которые находили на стоянках, относящихся к этому периоду. Народ культуры ладьевидных топоров отличался воинственностью. По всей вероятности, это были скотоводы, которые быстро заняли господствующее положение на севере. Их воинственность нашла отражение в еще одном названии данной культуры – культура боевых топоров.

Поздний каменный век обычно связывают с большими каменными погребениями. Существуют три типа этих мегалитических памятников, и относятся они к различному времени: дольмены (2500–2300 гг. до н. э.), гробницы с ходом (2300–1800 гг. до н. э.) и кисты[3] (1800–1500 гг. до н. э.). Для сооружения этих погребений требовались огромные усилия, что свидетельствует о возникновении некоей формы общественной организации. Что касается религиозной  духовной жизни, о которой могли бы рассказать эти погребения, то о ней мы ничего не знаем. /24/

II. Бронзовый век (около 1500 – около 500 гг. до н. э.) 

/24/ Бронза – сплав, состоящий на 90 % из меди и на 10 % из олова, использовался на Ближнем Востоке примерно за 2500 лет до н. э. Жители севера, которые рано познакомились с металлами – золотом и медью, стали применять в хозяйстве бронзу приблизительно за 1500 лет до н. э. В период «больших морских походов», как еще обычно называют бронзовый век, обитатели севера начали налаживать прямые контакты с континентом и Британскими островами. Из привезенной оттуда бронзы они изготавливали (используя плавку, но не ковку) различные предметы. Ввозили также и готовые бронзовые изделия. Неясно, каким образом жители Севера оплачивали привезенную бронзу, по всей видимости, в качестве меновых товаров шли янтарь, пушнина, а также рабы.

Орудия труда и оружие, изготовленные из бронзы, были более высокого качества, чем из камня, дерева, рога или кости. Но, несмотря на это, материальная культура севера изменилась в период бронзового века незначительно. Жизнь населения, в общем, ненамного отличалась от жизни в каменном веке, а орудия труда и оружие по большей части оставались  теми же, что и раньше. Причиной этого служило то, что бронза была дорога и поэтому использовалась господствующим классом, прежде всего, как символ общественного престижа, а именно для изготовления украшений, безделушек, отделки оружия, часто красиво декорированного.

Находки свидетельствуют о том, что в это время вместо /25/ шкур в качестве материала для одежды стала использоваться шерсть, и это, возможно, явилось революцией в повседневной жизни.

В период бронзового века каменные гробницы сменяют большими, хорошо видными издали земляными или каменными курганами. Сначала в них хоронили умерших, но постепенно перешли к их сожже-  нию, и появились так называемые «огненные могилы» (brandgravar) с пеплом. Было ли это переменой взглядов на жизнь и смерть, мы не знаем, но можно предположить, что изменились представления лю- дей о теле и душе.

Духовный мир северного человека бронзового века раскрывается в полных фантазии древних памятниках – наскальных изображениях. Когда речь заходит об их толковании, взгляды ученых расходятся. Почему высекались наскальные изображения? По религиозным соображениям, или это были магические предметы, произведения искусства, «литература»?

Была ли культура бронзового века привнесена народом, относящимся к культуре ладьевидных топоров? Мы не можем утверждать это: у ученых разные мнения на этот счет. Но вполне вероятно, что это так. В классовом обществе, о котором свидетельствуют материалы археологических находок того времени, народ культуры ладьевидных топоров является господствующим классом. /26/

III. Железный век (около 500 г. до н. э. – 1060 г. н. э.) 

Доримский/кельтский период железного века (около 500 г. до н. э. – начало н. э.) 

/26/ В период перехода от бронзового века к железному климат на севере стал более прохладным и влажным, чем ранее, и столь неблагоприятным для человека, что один ученый позже назвал эти последовавшие за бронзовым веком 500 лет длинной, суровой зимой. (Этот термин означал в скандинавской мифологии три очень холодные зимы, которые были провозвестниками «сумерек богов».) Земля уже не родила, как прежде, и поэтому люди стали уходить в другие места. Ухудшение климата не было, однако, столь катастрофическим, как считали ранее. Оставшиеся на старых местах были вынуждены лучше строить жилища и стойла для скота, более эффективно возделывать пашню и учиться хранить пищу и корм для животных. Все это способствовало развитию материальной культуры.

Это время – доримский период железного века – называется также кельтским периодом, так как именно кельты преобладали в Европе. Продвижение их на восток и запад континента означало нарушение торговых связей северян с германскими соплеменниками на юге, а также с народами Средиземноморья.

Кельтский период железного века – время, небогатое находками на севере. Это, по мнению археологов, свидетельствует об обезлюдении поселений (увеличение смертности, отток населения), а также о приостановке ранее активной торговли с Южной Европой.

Как раз в это время на севере узнали железо. Сначала оно вывозилось из земель, населенных кельтами (слово «железо» – järn – кельт- /27/ ского происхождения), но позже северяне сами научились получать его из железной болотной руды. Железо лучше, чем бронза, подходило для изготовления оружия и орудий труда, к тому же оно было и дешевле. Поэтому оно начало использоваться даже простыми людьми.

Римский период железного века (приблизительно с начала новой эры – около 400 г. н. э.) 

На рубеже нашей эры германцы теснили кельтов, которые, в конце концов, потерпели поражение от Римской империи. Прямое соприкосновение римлян и германцев друг с другом означало для жителей Севера возможность восстановления торговых связей с районами Средиземноморья. Их существование подтверждают богатые находки на Севере римских монет, предметов быта, часто изысканных.

На германцев оказала сильное влияние античная культура, о чем свидетельствуют руны, германская модификация греческих и римских письменных знаков. Наиболее древние известные рунические надписи относятся к 200-м годам и высечены с помощью 24-знакового древнескандинавского рунического алфавита (футарк).

Археологи обнаружили, что в это время на севере растет число постоянных жилищ – люди стали отказываться от кочевого образа жизни. Это было вызвано ухудшением климата. Обитатели жилищ не оставляли так легко, как раньше, дома и обработанную землю, которые требовали для своего поддержания немалых усилий. Именно к этому периоду относятся самые старые названия местности.

От этого времени остались и первые известные письменные источники – свидетельства о Скандинавии: в текстах античных авторов – Плиния Старшего, Корнелия Тацита и Птолемея – первый раз упомянуты северные народности.

Время переселения народов (около 400 – около 550 гг. н. э.) 

Время переселения народов было периодом величия германцев, беспокойным временем, когда хорошо организованные германские пле- /28/ мена снялись со своих мест и вторглись в римские провинции, чтобы уничтожить Западную Римскую империю. Германцы, в отличие от римлян, никогда не создавали великую империю; они основали несколько государств, в большинстве своем недолговечных. Было и исключение – государство франков, нынешняя Франция, старейшее из существующих европейских государств.

Жители Севера во времена переселения народов находились в тесном контакте со своими германскими братьями на Юге, а северные воины принимали участие в опустошительных германских походах на континенте.

Археологи обычно указывают на два явления, которые свидетельствуют, что период переселения народов был неспокойным временем и для Севера: на существование древних укреплений и находки ценных золотых изделий.

Остатки древних укреплений можно встретить повсюду в Швеции, но бóльшая часть их находится в  Упланде, Вестманланде, Сёдерманланде и Эстергётланде, а также на островах Эланд и Готланд; наиболее известные и хорошо сохранившиеся находятся на острове Эланд (Исманторп и Гроборг). Они возводились для защиты жителей от угрозы набегов враждебных племен.

Золотые предметы, как полагают, награблены на континенте во время многочисленных войн, в которых принимали участие и северные воины. В беспокойные времена золото прятали, закапывая его в землю. Здесь оно и оставалось лежать, возможно, закопавший был изгнан или унес тайну клада с собой в могилу. В «Золотой комнате» Исторического музея в Стокгольме хранятся лучшие находки, оставшиеся с древних времен. Большинство из них дошли до нас со времен переселения народов – древнего золотого века Швеции.

Период Вендель (около 550 – около 800 гг. н. э.) 

Богатые находки и внушительные захоронения, которые были найдены в Венделе (отсюда происходит и название периода) и в /29/ других местах Центрального Упланда, свидетельствуют о том, что именно там в это время находился новый центр власти в Скандинавии. Находки принадлежат могущественному и растущему племени свеев, которое уже в римский период железного века начало заселять плодородные берега упландских водоемов, где на возвышенных участках можно было обрабатывать землю. Впоследствии свеи силой оружия или мир-  ным путем распространили свое господство на находящиеся вокруг поселения и создали союз поселений, он охватывал территорию, находившуюся под властью племенного вождя. Тацит в своем очерке «Германия» (98 год н. э.) писал о свеях как о могущест- /30/ венном народе. В период великого переселения они укрепили свое влияние, которое помимо упландского поселения распространялось на нынешние провинции Сёдерманланд, Вестманланд, Нерке и Естрикланд, а также побережье Норланда. Многое говорит о том, что свеи в период Вендель подчинили или, во всяком случае, контролировали даже Эстергётланд, побережье Смоланда, острова Эланд и Готланд, возможно, даже Блекинге. (См. карту племенных поселений начала эпохи викингов.) К тому же свеи, знавшие толк в мореплавании, начали колонизацию и торговлю с прибрежными районами, прилегающими к Балтийскому морю с востока и юга. Своей высшей точки эта колонизация достигла в последовавшую позже эпоху викингов. /31/

Эпоха викингов (около 800 – 1060 гг. н. э.) 

/31/ Эпохой викингов именуются 250 лет истории, когда жители Севера – викинги впервые стали активно вмешиваться в экономическую и политическую жизнь Европы.

Кем были викинги? Хотя и остается неясным изначальное значение слова «викинг», никто не сомневается в том, кем они были на самом деле, – скандинавскими бондами,[4] которые на время оставляли занятия сельским хозяйством, чтобы отправиться за море. Корабли строились и снаряжались зажиточными бондами и хёвдингами,[5] обладавшими для этого материальными средствами, их команды комплектовались из людей, которые желали стать викингами. Участники походов викингов были свободными людьми, на земле же оставались крестьяне-арендаторы (landbor), управляющие чужими землями (brytar), батраки (legohjon), а также несвободные (trälar). Корабли входили в состав флотилий, часто крупных; ими руководили вожди племен (stamhöv- dingar), становившиеся во многих случаях настоящими морскими владыками, которые господствовали над значительными территориями.

Почему начались походы викингов? Мы можем  указать на ряд причин.

• Рост населения привел к тому, что молодым людям на севере стало трудно найти землю, чтобы прокормить себя, а потому они уходили в море или меняли место обитания.

• Изменения в международной торговле ныне считают, возможно, /32/ самой важной причиной походов викингов. Они и прежде выходили в море, чтобы торговать с окружающим миром, но теперь, в новых условиях, северяне значительно расширили масштабы и пределы этой торговли. После арабской экспансии и последовавшей за тем вражды между мусульманским и христианским миром Средиземное море перестало быть мирным, поэтому для торговых операций искали новые пути через Северную Европу.

• Политическая ситуация в Европе, несомненно, весьма способствовала тому, что походы викингов получили такой размах: северяне знали о богатствах, которые находились в городах, церквях, монастырях и зажиточных деревнях, прежде всего, в Западной Европе и на Британских островах. Политическая слабость этих районов и их неспособность защищаться вскоре стали очевидным фактом для викингов.

• Другим важным объяснением того, что торговля приняла такой размах во времена викингов, было усиление власти родоплеменной знати на Севере, взявшей ее в свои руки; это означало, что торговля стала широкомасштабной и лучше организованной.

• Морская выучка северян и их умение строить морские суда, конечно, были необходимым условием для таких грандиозных мероприятий, как походы викингов.

• Страсть к приключениям и желание увидеть что-нибудь новое за пределами своего поселения заставляли многих принимать участие в этих походах.

Вышеперечисленные причины вызывают вопрос: были ли это военные походы или торговые мероприятия? Мнения историков на этот счет менялись с течением времени. Наиболее приемлемым ответом является утверждение, что викинги, исходя из обстоятельств, становились грабителями, эксплуататорами и торговцами, колонизаторами и эмигрантами. Они брали добром – если было возможно, силой – если было необходимо; они шли на компромисс и мирно занимались торговлей, если имели дело с сильным и хорошо организованным партнером. С византийскими и арабскими властителями надо было поддерживать отношения и торговать; русских, имевших слабую общественную организацию, можно было эксплуатировать или даже завоевывать, как и народности, населявшие Британские острова, острова, расположенные в Атлантическом океане и незаселенную еще Исландию. /33/

Викинги из свеев и готов, живших вдоль центрального побережья Балтийского моря, двигались в основном в восточном направлении. Те же, кто жил в нынешних южных провинциях Швеции, в Дании и Норвегии – в западном.

Почему прекратились походы викингов? Самой важной причиной было то, что торговые пути через  Средиземное море, благодаря крестовым походам (первый начался в 1096 году), были открыты вновь. Таким образом, торговля между важнейшими рынками Западной Европы и восточных стран уже не шла окольными путями через Северную Европу. Север оказался теперь на задворках международной торговли; экономическая база благосостояния исчезла.

Для религии викингов характерно многобожие. Оно восходило к общегерманской религиозной традиции, и в Швеции могло быть отнесено ко времени переселения народов. В религиозных представлениях викингов существовал миф о всемирном начале – Создании мира и о всеобщем конце – Гибели мира («сумерках богов»), а также мифы об обитателях четырех миров: мира богов (Asgård), людей (Midgård), великанов (Jotunheim) и обитателей подземного мира (Jormundgrund)/34/

Боги делились на асов[6] и ванов,[7] все они жили в корнях, стволе и ветвях мирового дерева Иггдрасиль. Асы составляли аристократический класс богов-воинов, ваны же – богов-бондов, собственно говоря, старых, уцелевших богов плодородия.

Наши знания о верованиях в асов неудовлетворительны; какие-либо священные тексты до нас, конечно, не дошли. Основные источники относятся к периоду христианства и написаны жителями западных районов Севера (Исландия) – христианами.

В начале IX века властители государства франков отправили на север миссионеров, чтобы попытаться  обратить в христианство диких северян. За этим решением стоял не только завет Иисуса распространять христову веру (Матф. 28:18–20), но, скорее, надежда с помощью христианства цивилизовать викингов Севера и заставить их прекратить разорения европейского побережья. Франкский монах Ансгарий совершил две поездки в Свейское государство (829–830, 851–852) и оба раза посетил Бирку. В старых учебниках Ансгария часто называют «северным апостолом», потому что, очевидно, он был первым, кто активно пытался распространить известие о Христе в нашей стране. Его деятельность оказалась, однако, безрезультатной – свеи по-прежнему держались веры в богов-асов.

Новые попытки христианизировать шведов были сделаны в следующем столетии английскими и немецкими миссионерами, но также не имели большого успеха. Либо миссионеров убивали, либо принявшие христианство гёты и свеи возвращались в лоно своей старой религии, как только миссионеры покидали их края.

В Дании, Норвегии и даже Исландии христианизация шла более успешно, чем в Швеции. Дания приняла христианство уже примерно /35/ в 950 году (при короле Харальде Блотанде, согласно известной рунической надписи на камне Йелинге), Норвегия и Исландия около 1000 года (при короле Олафе Трюгвасоне).

Общество эпохи викингов было родовым, состоявшим из свободных людей и их семей, а также из несвободных рабов. Из свободных людей в дальнейшем сформировалось классовое общество, куда вошли зажиточные бонды (из их среды выбирались хёвдинги, особенно херадсхёвдинги,[8] и лагманы[9]), а также простые бонды, арендаторы, слуги, управляющие и батраки.

Род строился по принципу кровных связей, но существовал также обычай принимать в род. Принадлежать к роду было важно, так как не существовало еще никакого института, который мог бы гарантировать человеку пропитание и безопасность. Спорные вопросы решались на тингах (окружных и областных народных собраниях), на которых имели право присутствовать все свободные люди. Случалось, что споры, которые не могли быть улажены, вели к длительной родовой вражде. Если же кого-нибудь убивали в ходе такой ссоры, то кровная месть родственников требовала подобного же ответа от их врагов и т. д. Серьезное преступление могло привести к изгнанию из родовой общины. После объявления преступника на тинге отверженным ему оставалось только уйти в лес.

Во времена викингов произошли важные изменения в характере поселений на Севере. Раньше люди жили отдельными дворами. Отныне дворы объединялись в деревни и организовывались в общины под руководством избранного старейшины. Деревня станет естественной формой поселений в сельской местности вплоть до аграрной реформы XIX века.

Отдельные поселения находились на значительном расстоянии друг от друга, разделенные незаселенными лесными массивами. Во времена викингов поселения стали сливаться друг с другом, так как начали возделывать находившиеся между ними пустоши. Обработка нови и борьба, которая последовала за колонизацией пограничных районов, привели к возникновению более крупных объединенных поселений.

Одно или несколько поселений представляли военную, религиозную и административную единицу, так называемый херад (в Свеалан- /36/ де он сначала назвался хундаре[10]) под руководством херадсхёвдинга. Несколько херадов-округов составляли ланд или ландскап – область под началом лагмана. Первоначально понятие ланд (ландскап) означало место, населенное связанными кровными узами родами – одним народом, одним племенем, объединенным общим культом. В начале эпохи викингов на Севере еще не было, как на континенте, отдельных государств; напротив, существовал конгломерат крупных или мелких территорий, управляемых объединением стурманов,[11] хёвдингами поселений или местными королями.

Известные легенды, особенно «Сага об Инглингах» (XIII век), повествующие о битвах при Бровалле (ок. 750 г.), Фурисвалларне (ок. 985 г.), Свольдере (ок. 1000 г.) и Стикластаде (1030), отражают действительность, характеризовавшуюся борьбой за рынки и территории, которая велась между различными племенными поселениями на Севере, прежде всего, между свеями и данами в период Вендель и в конце эпохи викингов. В результате этой борьбы появились три большие морские страны, которые постепенно станут тремя государствами: Швеция, Дания и Норвегия.

Недостаточное количество относящихся к тому времени письменных источников делает затруднительным для историков восстановление канвы событий или процессов, которые привели к возникновению трех северных государств. Помимо письменных источников, а это рунические надписи конца эпохи викингов, исследователи располагают также немногими данными о Севере и его народах, почерпнутыми из устных сказаний других стран.

В приграничном районе, расположенном между тремя странами – державами свеев, данов и Норвегией, находились внутренние области, лежащие в современном Гёталанде. Это, в первую очередь, Вестергётланд и Даль (Дальсланд), а также Вермланд, внутренняя часть Смоланда и Эстергётланда. Западные и южные части Гёталанда – Сконе, Блекинге, Халланд и Бохуслен (Викен) находились в то время под властью данов, которые, таким образом, оттеснили гётов от выхода в западное море. (См. карту поселений племен в начале эпохи викингов.) Остается невыясненным вопрос, создавали ли когда-либо гёты свою государственность, подобно свеям или данам.

Районы проживания свеев на севере и востоке и гётов на юге разделялись густыми лесами – Кольморденом и Тиведеном и большой во- /37/ дой – озерами Веттерн и Венерн. Земли к северу от лесов именовались верхним, или северным, лесом, а к югу – южным лесом.

Когда в старых книгах по истории мы читаем о том, как объединялась Швеция, то речь идет о слиянии державы свеев и внутренних частей Гёталанда – территорий, где после эпохи Вендель правил свейский король.

Никто из ученых не мог точно сказать, когда это произошло, еще с меньшей вероятностью, как произошло и почему Гёталанд стал частью державы свеев. Было бы логичнее предположить, что он станет датским или норвежским владением; в источниках рассказывается, прежде всего, о борьбе западных гётов с норвежцами.

Первым королем страны свеев, о котором мы можем с уверенностью говорить, был Эрик Сегерселль (ок. 985 г.), а первым королем державы свеев и внутренней части Гёталанда, по всей вероятности, – его сын Улоф Скётконунг. Это значит, что «объединенная» Швеция возникла самое позднее около 1000 года. /38/

Руны

/38/ Рунами называется алфавит, который использовался на Севере примерно с 200 года после Р.Х. вплоть до начала употребления латинского алфавита, появившегося в связи с христианизацией Швеции около 1000 г. н. э. Но даже после введения латинской письменности, рунами продолжали пользоваться простые люди в провинции в Позднем Средневековье, а в некоторых областях (например, в Хельсингланде и Даларне) даже в XIX веке.

Рунический алфавит создан германцами, преобразовавшими прописные буквы алфавита классических языков, с которым им пришлось познакомиться. Закругленные знаки классических языков были переделаны в знаки с прямыми штрихами – ставы, чтобы можно было делать надписи на обычном для Севера материале – буке. Постепенно рунставы (рунические знаки), вырезанные на дереве, стали называться букставами (буквами). Северяне вырезали надписи также на кости, роге, металле или камне.

Считается, что существует около 5000–6000 сохранившихся рунических надписей, из которых добрая половина находится в Швеции. Из них примерно 50 высечено с помощью древнейшего рунического письма. Самые старые сохранившиеся рунические надписи встречаются на предметах быта и оружии; они коротки, часто это только имя владельца или того, кто высекал надпись. Руны, вырезанные на дереве (бальки), по большей части утеряны; дерево сгнило или пострадало от огня. Рунические надписи, которые с начала великого переселения народов (около V века н. э.) высекали на воздвигаемых каменных глыбах – рунических камнях, сохранились в большом количестве.

Большинство из оставшихся до наших дней рунических камней на Севере относятся к XI веку (конец эпохи викингов), когда уже было введено христианство, что объясняет изображение на них креста.

Слово «руна» первоначально означало секрет, тайна, потому, очевидно, что нечто загадочное и магическое кроется под этими надписями. Не все могли читать, а тем более высекать надписи; умеющий читать руны назывался рунмастером, искусство читать и высекать руны переходило по наследству от отца к сыну в некоторых знатных родах.

Рунический алфавит именуется иногда футаркен – по названию первых шести знаков в руническом ряду. Первоначальный его вариант – древнескандинавский – состоял из 24 знаков. Этот алфавит был заменен в VII веке более поздним, состоявшим из 16 знаков. Он появился в двух вариантах: рёкские руны, называемые также шведско-норвежскими рунами, и обычные руны, именуемые датскими.

Ян Мелин

Дополнительная литература:

Sven B. F. Jansson, Runinskrifter i Sverige. 1984.

Riksantikvarieämbetet: Runverket, Hur man läser ru- nor. /39/

Хронология 

793 – Разграбление норвежскими викингами монастыря в Линдисфарне в Северной Англии.

829–30 – Ансгарий, которого также называли «северным апостолом», впервые прибыл в Бирку.

831 – Ансгарий назначается архиепископом в Гамбург-Бремене, Швеция относится к этому архиепископству вплоть до 1104 г.

851–52 – Ансгарий второй раз прибывает в Швецию.

Ок. 860 – Викинги во главе со шведом Рюриком обосновываются в Новгороде. Их потомки становятся князьями и создают русское государство.

872 – Объединение и становление норвежского государства во главе с Харальдом Хорфагером.

874 – Норвежец Ингольфюр Арнарсон поселяется в Исландии. Начинается период норвежской колонизации острова.

Ок. 900 – Шведский хёвдинг, викинг Улоф захватывает город Хедебю, к югу от Шлезвига.

Ок. 1000 – Морская битва у Свольдера в Эресунне. Шведский король Улоф Скётконунг и датский король Свен Твескэгг наносят поражение норвежскому королю Улафу Трюгвасону.

Ок. 1008 – Крещение Улофа Скётконунга в источнике Хусабю в Вестергётланде.

Ок. 1022 – Смерть и захоронение Улофа Скётконунга в церкви Хусабю. Сын Анунд Якоб становится его преемником.

Ок. 1027 – Кнут Великий одерживает победу над Анундом Якобом и норвежским королем Улофом Харальдссоном при Хельго в Сконе.

1028 – Кнут Великий завоевывает Норвегию.

1030 – Гибель Улофа Харальдссона в битве при Стикластаде в Норвегии. В Норвегии и Швеции он в скором времени был причислен к лику святых.

Ок. 1050 – Смерть Анунда Якоба. Его преемником становится брат Эмунд Старый. /40/

Женщина в древнее время и Средние века

/40/ В сохранившихся источниках, которыми пользуется историк, чтобы составить представление о том, какой была действительность в давние времена, положение одних групп населения документировано хуже, чем других. Это касается, прежде всего, женщин и детей, которые выпали в истории из поля зрения, ибо не играли сколько-нибудь заметной роли на политической арене и не несли каких-либо специальных социальных функций. Даже в материалах, целью которых было документальное подтверждение сведений о населении, например, в списках жителей, составлявшихся для налогообложения, данные о положении женщин часто трудно найти. В этих старинных документах жена обозначалась просто строчной буквой «h» (от hustru – жена. – Примеч. перев.), в то время как сведения об остальных членах семьи и челяди мужского рода содержали имя и год рождения.

Выяснение роли, которую играла женщина в историческом процессе, стало специальной областью исследований. Основной целью этих изысканий является привлечение дополнительных источников и предъявление новых требований к тем, которые ранее уже использовались для освещения мира мужчин. Однако недостаточно выделить женщин в отдельную группу, так как их положение определялось классовой принадлежностью, а также возрастом, семейным положением, наличием детей.

Для изучения различных периодов истории представляют ценность разнообразные типы источниковедческого материала. Когда речь идет о древности, необходимо использовать данные археологии, чтобы узнать, чем занималась женщина. Для исследования разделения труда, существовавшего в период от позднего железного века до эпохи викингов включительно (ок. 500–1060 гг.), изучается содержимое могильников, где вместе с погребенными находились орудия труда. Наиболее частыми находками в женских захоронениях были орудия, относящиеся к текстильному производству. Во многих могилах находят кухонную утварь и предметы, указывающие на их связь с сельским хозяйством, а иногда с ремеслом и охотой. Однако такой богатой могла быть только могила женщины из высшего класса, которая, возможно, занималась ткачеством и шитьем или посвятила себя работе по хозяйству. Вполне вероятно также, что женщины в дохристианский период могли владеть землей и рабами, во всяком случае, если доверять норвежским руническим надписям.

С христианизацией положение женщин изменилось. Полигамия исчезла. Церковь решила, что необходимо согласие женщины при помолвке и вступлении в брак. Правда, трудно судить, выполнялось ли это на практике, могла ли женщина отказать просящему ее руки, особенно если /41/ она принадлежала к высшим классам и на карту в связи с ее супружеством и сближением двух семей ставилось многое. Положение замужних женщин укрепилось, в то время как незамужних – ухудшилось. С христианизацией для представительниц высших слоев общества появилась возможность получить образование в монастыре. Однако у церкви рано сложилось двойственное отношение к женщине, некий дуализм, делающий различие между добрым идеалом девственницы или матери и дурным, плотским, ветреным началом.

Изучение законов помогает узнать, какие нормы относились к женщинам в Средние века. Однако мы не знаем, как соблюдались законы. Если судить по законодательным актам, то женщина не обладала юридическими правами. И только став вдовой, могла получить определенную экономическую самостоятельность. Мужчины занимали большинство общественных должностей и являлись носителями званий, женщины же могли достичь подобного положения только в качестве наследниц. Муж привлекался к ответу за деяния жены, так как она не обладала правами. И лишь вдовы сами отвечали за свои поступки и могли решать, выходить ли вторично замуж. Изучая налоговые списки и другие материалы, касающиеся налогов, можно заключить, что, по крайней мере, некоторые женщины сами себя обеспечивали. Конечно, среди жен арендаторов и бондов были женщины, которые отвечали за хозяйство, если мужья были заняты на других работах. Женская рабочая сила стала важным фактором в малом деревенском хозяйстве, где не существовало четкого разделения труда и где муж, жена и дети работали вместе.

По цеховому законодательству женщины в городах не имели права заниматься ремеслами, вести торговлю. Большинство незамужних женщин работали служанками в чужих домах. Но существовали исключения. Иногда, например, жены ремесленников наследовали профессию мужа после его смерти. Обычной женской работой считались выпечка хлеба, варка пива, шитье и ткачество. Привычными были и занятия, которые могут рассматриваться как продолжение работы по дому, например, в качестве сиделок и акушерок.

 

Сюзанна Хеденборг

Дополнительная литература:

Birgit Sawyer, Kvinnor och familj i det forn- och me- deltida Skandinavien. Skara 1992.

Eva Österberg, «Bonde eller bagerska? Vanliga sven- ska kvinnors ekonomiska ställning under senmedelti- den» i Historisk tidskrift 100. 1980. /42/-/43/