Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


20.04.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Уляна Супрун: "Мы не будем каждому главврачу каждый день говорить, что он должен делать" ("Интерфакс-Украина")

14:36 07-12-2016

Эксклюзивное интервью агентству «Интерфакс-Украина» и.о. министра здравоохранения Уляны Супрун (первая часть)


07.12.2016

Вопрос: В чем суть принятых Кабмином решений относительно реформы здравоохранения?

Ответ: Правительство приняло 10 постановлений и распоряжений.

Два самых важных – Концепция изменений финансирования системы здравоохранения и Концепция создания системы общественного здоровья. Они являются самыми важными, так как затрагивают, в первую очередь, изменения системы финансирования, как мы изменим систему через три года.

В первый год – в 2017 году предусматривается изменение финансирования первичного звена, в 2018 году – вторичное звено, высокоспециализированная медпомощь и в 2019 году – изменения на третичном уровне. Таким образом, в 2019-20 годах система финансирования изменится совершенно.

В первый год изменений финансирования пациент будет выбирать своего семейного врача или педиатра, если это ребенок, и будет подписывать договор со своим врачом. Это будет свободный выбор врача, не привязанный территориально к месту проживания. Если в семье есть и дети, и взрослые, то можно подписать договор и с терапевтом, и с педиатром, или с семейным врачом.

Каждый человек будет индивидуально подписывать этот договор. Вся семья может пойти к одному врачу, или все члены семьи пойдут к разным. И тогда врач каждый год будет получать определенное количество денег за сопровождение этого пациента. За сопровождение молодых, достаточно здоровых людей будет наименьшая цена, за людей старшего возраста или детей, а это категории, которые требуют больше внимания, будет более высокая цена.

В первый год реформы в бюджете отдельно выделено 21% медицинской субвенции на первичное звено. Планируется, что в первую половину 2017 года пациенты будут искать своего врача, и врачи начнут процесс подписания договоров. Мы надеемся, что к лету уже будет создана государственная страховка, и через эту страховку мы будем платить семейным врачам за каждого пациента.

Кроме того, в 2017 году мы будем изучать какие медицинские услуги есть на вторичном звене, определять тариф на каждую услугу по принципу диагностических родственных групп (так называемых DRG). Каждое заболевание, каждая причина обращения к врачу будет иметь определенный код, и тариф будет определяться по этим кодам. С 2018 года на вторичном уровне по тем тарифам будут оплачиваться услуги через государственное страхование.

К изменениям на третичном уровне мы переходим в 2019 году, корда все три звена будут работать через государственное страхование.

Такой план соответствует плану евроинтеграции, который говорит, что Украина в 2020 году должна соответствовать европейским стандартам в здравоохранении.

Вопрос: Что предусматривает Концепция системы общественного здоровья?

Ответ: Концепция общественного здоровья - это тоже часть евроинтеграции, так как в странах Европы профилактике и предотвращению заболеваний уделяется намного больше внимания и финансирования, чем в Украине.

В Украине в течение многих лет основное внимание и деньги идут на лечение. Мы говорим о том, сколько лекарств нужно для онкологических больных или для лечения больных гепатитом "С", но не говорим о том, что в Украине нет государственных программ для того, чтобы противодействовать этим заболеваниям. Чтобы мы по-другому питались, чтобы мы вели здоровый образ жизни, чтобы не заражались инфекционными заболеваниями, или чтобы не болели сердечно-сосудистыми заболеваниями или диабетом второго типа. Какие-то болезни могут быть вылечены, а какие-то мы сможем предотвратить.

Общественное здоровье - это забота о здоровье целой нации, а не отдельных людей. Это и программы вакцинации и программы по раннему выявлению рака, здоровому питанию, снижение уровня курения, употребления алкоголя, занятие физкультурой, регулярный прием лекарств в случае хронических заболеваний, чтобы не было осложнений.

Общественное здоровье также занимается биологической безопасностью. Это очень важно, так как в Украине идет война. У нас есть проблема с такими заболеваниями как ВИЧ/СПИД, гепатит "С", гепатит "В" и туберкулез, которые должно лечить государство на уровне всего общества. Иначе эти заболевания будут распространяться все больше.

Это две самые важные концепции, которые приняло правительство.

Вопрос: Какое решение принято относительно госпитальных округов?

Ответ: Мы приняли процедуру создания госпитальных округов. Это именно процедура, а не географическое определение границ. Это часть реформы финансирования. В каждом госпитальном округе будут определенные требования к предоставлению медицинских услуг. В госпитальном округе должна быть больница интенсивной терапии первого или второго уровня, где можно предоставлять помощь 24 часа в сутки, должны быть профильные больницы, должны быть плановые больницы, реабилитационные центры, центры первичной помощи, неотложной помощи. В госпитальном округе может быть больше, чем одна такая больница, но не будет такого, чтобы больницы не было. В принятом постановлении мы расписываем, как будут определяться границы округов и когда они будут созданы.

Вопрос: И когда это будет?

Ответ: В 2017 году начнется распределение. При этом границы округов не будут определяться из Киева. Распределение будет происходить совместно с регионами, так как это значительная часть программы децентрализации. Именно общины на местах будут решать, где они хотят создавать свои округа, но процедура для всех областей будет одинаковой.

Вопрос: А может ли быть так, что в одной половине области один округ, а во второй – другой?

Ответ: Да. Но опять-таки, это только для того, чтобы обеспечить гарантированные услуги. Каждый человек сможет себе выбрать врача и получить услугу в другом округе. Он не будет территориально привязан к тем округам, где проживает. Например, не обязательно, что все больницы интенсивной терапии будут только в городах, они могут быть и в селах, главное, чтобы больница была в середине округа, чтобы все граждане могли до нее доехать. И точно так же должно быть гарантировано наличие в округе отдельных услуг на первичном и вторичном уровне.

Вопрос: Какое решение принято по автономизации клиник?

Ответ: Мы приняли постановление о том, что мы предоставляем больше автономии медицинским учреждениям, чтобы они сами планировали свое финансирование и управлять им, вместо того, чтобы получать его от районных или областных советов. Сами больницы смогут сделать в больнице перераспределение средств в середине года с одной статьи на другую, не созывая сессию местного совета. До сих пор они должны были планировать финансирование на год вперед, например, если нужно было закупить бинты, и нельзя было вместо бинтов закупить вату. И если им нужны были не бинты, а шприцы, то нужно было идти в местный совет и просить деньги. Теперь у больницы появляется возможность перераспределять свой бюджет.

Вопрос: Это та автономизация учреждений, проект которой рассматривает Верховная Рада?

Ответ: Не совсем. Есть проект закона об автономизации, который предоставляет медучреждению больше автономии в вопросе источников финансирования и самоуправления. В то же время, принятое постановление касается только финансов в внутри учреждения, позволяет медучреждениям перераспределять деньги из одной программы на другую исходя из своих потребностей. Главные врачи и департаменты финансирования в самих медучреждениях будут решать, где нужны деньги. Однако, можно сказать, что это первый шаг к этой автономии. Мы ждем от Верховной Рады принятия во втором чтении закона об автономизации.

Кроме того, правительство приняло два постановления относительно медицинской субвенции неподконтрольных в настоящее время территорий. Мы перераспределили эту субвенцию, которая шла на оккупированные территории, на контролируемые Украиной территории. Это дает дополнительное финансирование для медучреждений, а также резерв субвенции, который мы распределили по всей Украине. То есть наши городские, областные и районные советы будут получать еще один транш субвенций, резерва и перераспределения, чтобы они могли до конца года заплатить все долги, которые они имеют, в том числе, по оплате труда медицинских работников. Так как есть ежегодное недофинансирование, то Минфин потребовал, чтобы местные советы дофинансировали медицинскую субвенцию.

Еще было одно постановление о перераспределении, которое касается финансирования лечения за границей. После перераспределения с программы по закупке оборудования на программу лечения граждан за границей, более 16 млн грн грн остались в казначействе. Эти средства мы передали на доплату на питание и на медикаменты для больниц, где пребывают люди, пострадавшие вследствие войны.

Вопрос: То есть на лечение за границей ничего не осталось?

Ответ: Все наши пациенты, которые должны были поехать за границу в этом году, уже поехали и лечатся там. На эту программу в 2016 году было выделено 203 млн грн, и дополнительно выделено 183 млн субвенции при распределении бюджетных средств. Теперь мы ждем 2017 год, когда будет следующий этап финансирования лечения за рубежом.

Вопрос: Какие решения правительство приняло относительно фармацевтического рынка?

Ответ: Было принято решение насчет лицензирования аптек. Лицензионные условия были одним из требований МВФ.

Кроме того, мы приняли важное решение относительно упрощенной регистрации лекарств, произведенных в странах с жесткой регуляторной системой. Упрощенная регистрация утверждена законом в мае, затем было принято постановление Кабмина, однако фактически порядок такой регистрации утвержден только сейчас. Теперь можно сказать, что мы можем пользоваться этой упрощенной системой, хотя упрощенную регистрацию уже прошли некоторые лекарства, которые закупали международные организации за средства госбюджета.

Вопрос: Какое решение было принято по "Охматдету"?

Ответ: Было принято постановление относительно строительства клиники "Охмадет". Это постановление позволит рационально оперировать средствами, выделенными для строительства.

Уже подписаны договоры на 250 млн грн, планируем подписать еще на 125 млн грн. Еще 20 млн планируем оставить для резерва на строительные работы. Всего в этом году мы можем потратить на "Охматдет" 395 млн грн.

На днях состоялась встреча с инвестиционной комиссией правительства и мы решили, что необходимо принять постановление, которое позволит оплату строительства на 100%, однако, деньги не будут отданы строителям, они останутся на счету в казначействе и будут переводиться строителям только после подписания актов о завершении работ.

Это сделано для того, чтобы мы могли пользоваться теми выделенными 395 млн грн, которые сейчас есть на "Охмадет", так как все понимают, что строительство не будет завершено до конца года. Эти деньги останутся под контролем и Минздрава, и Минфина.

Этим летом мы привлекли нового подрядчика и сменили руководство предприятия, которое выступало заказчиком. Теперь у нас есть хороший проект, который должен идти вперед.

Мы изменили стратегию, и теперь будем вести строительство по очередям. Прежде всего, мы хотим завершить строительство диагностического корпуса "D" и планируем сделать это в апреле, чтобы открыть корпус уже летом, возможно, уже в июле. В корпусе уже есть фундамент, подвал, а в подвале уже установлено дорогостоящее оборудование.

Вопрос: Сегодня проекту "Охмадет" есть какое-то сопротивление? В прошлом году вокруг объекта был очень большой скандал…

Ответ: Не буду говорить об "Охмадете" как о больнице, скажу насчет строительства. На мой взгляд, новый руководитель компании-заказчика понимает, что происходит и что нужно делать. Мы с премьер-министром ездили на строительство и видели, что ведутся активные работы.

Для непрерывной работы на строительстве нужны деньги, поэтому мы и приняли постановление. Еще раз уточню, уже подписаны контракты на 250 млн грн, контракты еще на 125 млн грн готовы к подписанию, однако они не подписывались, так как мы ждали принятия постановления. В 2017 году, когда уже будет новый бюджет, дополнительные средства будут идти на "Охмадет" для закупки все необходимого.

Вопрос: С 1 января подрядчика менять не будут?

Ответ: Нет. С тем, который сейчас есть, контракт заключен до конца строительства.

Вопрос: Возвращаясь к реформе системы здравоохранения, как вы прокомментируете работу с профильным комитетом Верховной Рады? Профильный комитет, с одной стороны, вас как бы поддерживает, с другой стороны критикует. Например, на заседании правительства Ольга Богомолец высказала сомнение, что реформа будет работать, так как в Украине не приняты международные протоколы, а для того, чтобы они заработали в Украине нужно вырастить врачей, которые будут по ним работать, но для этого нужно лет шесть-семь….

Ответ: Мы уже работаем над унифицированными клиническими протоколами. Есть идея о том, чтобы не принимать каждый протокол отдельно, а просто признать источник протоколов, чтобы протокол мог обновляться каждый год, так как медицина меняется быстро. В Украине, чтобы утвердить новый протокол, нужно около восьми месяцев и пока их примут, уже появляются новые протоколы. Но проблема протоколов в Украине есть, и этот очевидно.

Например, сейчас педиатры пользуются протоколами от 2005-2006 года. За 10 лет они уже устарели, но не обновляются, так как это очень сложный процесс. Можно принимать новые протоколы, чтобы врачи пользовались ими, но новые протоколы нужно донести до врачей, чтобы они их видели, понимали. Одновременно на новых протоколах можно обучать студентов. Я думаю, что это не противоречит изменению системы. Мы не можем ждать, пока все научатся. Это вопрос из серии, что появилось первым - курица или яйцо. И реформу, и обновление протоколов можно делать одновременно: внедрять новые протоколы для практикующих врачей и обучать по новым протоколам студентов.

С первого дня, когда я пришла в министерство, началась робота над клиническими протоколами. Мы не только о концепции реформы думали и ничего не делали. Мы очень много работы делаем параллельно: создаем документы и нормативные акты, которые необходимы для реализации изменений. Сегодня мы приняли концепцию и все согласились, что мы идем в правильную сторону, что мы должны так изменить систему финансирования, которая базируется на унифицированных клинических протоколах. Система общественного здоровья тоже базируется на клинических протоколах. Мы еще не создали государственное агентство перед тем, как принять систему финансирования, но все происходит постепенно.

Кстати, профильному комитету мы вместе с премьер-министром презентовали концепцию и наши наработки по изменению системы финансирования, общественному здоровью, клиническим протоколам. Члены комитета поддержали все наши концепции. Затем мы расширили круг депутатов, пошли на все фракции и снова презентовали все концепции. Потом мы пригласили депутатов в Минздрав, и у нас была еще одна встреча. Это было месяц назад. К сожалению, к нам пришли только пять депутатов. Мы показали им концепцию, все наши идеи, документы, которые были на общественном обсуждении... Но, как я вижу по соцсетям, люди до сих пор говорят, что первый раз услышали и удивляются, почему они не видели документы.

Вопрос: Возможно, Минздрав должен издать какой-то документ о том, что будет в системе здравоохранения, чтобы информация дошла до самого нижнего звена, где никто ничего не знает…

Ответ: Но почему не знают? Мы пишем письма, информируем, чтобы все знали, что происходит. И опять-таки, мы все имеем мобильные телефоны, доступ к интернету. Все, кого эта тема интересует, могут увидеть наши концепции. Мы с моей командой выезжаем в регионы и разговариваем с людьми. Я дала столько интервью журналистам, столько раз все объяснила, и мне не понятно, почему никто ничего не знает.

Мы утвердили концепцию, но мы не можем приказом Минздрава изменить целую систему здравоохранения на национальном уровне. Все должны это понимать. Теперь, когда уже есть утвержденная концепции, очевидно, будут приказы.

Но еще раз хочу подчеркнуть, для того, чтобы поняли читатели: мы уже не будем каждому главврачу каждый день говорить, что он должен делать. Например, когда мы отменили 33-й приказ, чтобы в больницах сами решали, сколько врачей им нужно, а сколько уборщиц, все тоже очень боялись. Но прошло три месяца и отсутствие приказа не остановило работу клиник.

Мы из Минздрава не будем делать работу главврачей, не будем говорить, сколько шприцов покупать и сколько они должны иметь коек в своей больнице. Мы будем давать правила игры, а клиники будут на местах решать, как они будут им следовать.

Например, по госпитальным округам местные власти должны будут определить минимальные потребности в каждом округе. Но мы не будем говорить, какую больницу выбирать. Если округу нужно 15 больниц и у местных советов есть финансирование, то пусть больниц будет 15, или 10.

Вопрос: Кто будет контролировать эти процессы?

Ответ: Контролировать будет уже Минздрав. Мы будем создавать и разрабатывать политику, будем заниматься общественным здоровьем и будем регулятором. Например, мы берем медицинскую субвенцию, передаем на государственное страхование, страховка оплачивает услуги, но кто-то должен следить за тем, чтобы финансирование шло туда, куда нужно, что врачи будут предоставлять помощь надлежащего уровня. Мы будем следить за протоколами, следить за тем, чтобы у медицинских работников были лицензии, чтобы они могли качественно предоставлять медицинскую помощь, и мы будем заниматься регистрацией лекарств. Мы уже передали государственные закупки международным организациям, и уже создаем закупочную организацию для Минздрава, которая будет закупать лекарства через систему ProZorro.

Вопрос: Когда будет создана Национальная служба здоровья, которая будет заказчиком и национальным страховщиком? Когда будет постановление о создании этой структуры?

Ответ: В настоящее время оно в процессе подготовки. Мы сейчас решаем, какой должна быть эта служба, должна ли она быть госпредприятием, агентством, частью Минздрава. Мы консультируемся с другими министерствами, с регионами, с финансистами, с советниками как это должно выглядеть. Возможно, что в самом начале она будет работать как отдельный департамент в Минздраве, так как запустить службу нужно будет быстро. Возможно, мы запустим ее на основе нашего департамента реформ.

Для создания Национальной службы здоровья мы имеем финансирование от международных доноров. Так Всемирный банк имеет целую программу, которая поможет в создании этого агентства. Для работы в службе мы хотим привлекать совсем новых людей.

Сейчас служба формируется. Активный процесс создания начнется с 1 января, и мы планируем, что летом она уже будет работать как отдельная структура.

(о стратегии развития фармацевтического рынка читайте во второй части интервью Уляны Супрун)