Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


23.04.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Народные восстания конца XVI в начале XVII веков на Украине (сайт "myreferat.net")

17:31 02-07-2015


 

Введение

Выбранная тема, раскрытие ее сути имеет большое значение для понимания причин Национально-освободительной войны украинского народа под предводительством Б. Хмельницкого (1648 1654гг), ее быстрого и успешного развертывания. Несмотря на поражение народных восстаний в XVI - 20-30гг XVII в. Украинский народ получил богатый опыт национальной и антифеодальной борьбы, уверенность в своих силах, удалось восстановить православную церковь в Украине, выросли казацкие привилегии. Эти восстания сдерживали усиление польского национального, феодального и колониального гнета, так как польское правительство и польские магнаты помнили, чем это может закончиться.

Украинские историки в своих работах уделяли много внимания освещению этого вопроса: так М.Игру сапожный рассмотрению этого вопроса посвящает целый раздел - р.IV "Первые казацкие войны" (История Украины-Руси т.VII) О.Субтельный в части III "казацкая эра" своей книги "История Украины" дает анализ этого вопроса под названием "Первые восстания". Обращается к описанию вопроса, связанного с крестьянско-казацкими движениями и выдающийся украинский историк Наталья Полонская-Василенко - в своей работе "История Украины" т.1 ч.IV "Украина накануне Хмельницкой". Продолжается освещение этого вопроса и в "Истории Русов", "Истории Украины и ее народа" Ф Ефименко, "Краткой истории казачества" Антоновича. Большинство современных историков рассматривают историю восстания в XVI - 20-30 гг XVII в, как единое целое, порожденное одними и теми же причинами. Так в академическом исследовании "История Украины - новое видение", авторы освещают данную проблему в разделе «Общественные движения конца XVI - 30-х рр.XVII в". Эту точку зрения разделяют и авторы "Очерков по истории Украины (Новый взгляд) I ч. раздел" Национально-освободительная борьба украинского народа против Польши ".

Главной задачей этой работы является

во-первых - определение причин развертывания народных восстаний XVI - 30-х рр.XVII в

во-вторых - характеристика основных черт и особенностей крупнейших из них

в-третьих - определение результатов и последствий народных восстаний для дальнейшего хода украинской истории.

Основная часть.

  1. Причины народных восстаний.

В 1569 году в Люблине состоялся объединенный польско-литовский сейм, затянулся на несколько месяцев из-за напряженной борьбе вокруг унии. Однако ее сторонники все же одержали победу. По Люблинским трактатом Польша и Литва образовывали новое государство - Речь Посполитую - с общим королем, сеймом, общей внешней политикой. Отдельными оставались исполнительный совет, финансы и законодательство. В Польшу присоединялась Волынь, Подолье и Киевщина. Король издал местной православной шляхте гарантии равенства прав католиков и православных, равноправия языков и др.. Но это оказалось пустой декларацией.

Люблинская уния привела к значительным социально-экономических и политических последствий для Украины. В том же 1569 году было осуществлено перепись свободных земель в трех украинских воеводствах и король начал раздавать их польской шляхте. Происходила интенсивная полонизация южной Киевщины и Полтавщины. Шляхта постоянно вводила здесь поместье хозяйства, барщину. По Литовским уставом 1588 крестьяне окончательно закрепощались, устанавливался двадцатилетний срок розыска крестьянина-беглеца. Большинство городов в Украине принадлежала польским панам. Но даже в государственных, так называемых "королевских городах", Украинская ставили всевозможные препятствия при вступлении в ремесленных цехов, ограничивали территорию их проживания. Среди украинской знати после Люблинской унии усиливается полонизация. Принудительно насаждается польская культура, язык, образование, католическая религия, которую особенно упорно вводил орден иезуитов. Кроме того, сполонена украинская знать получала в Речи Посполитой неизмеримо выше социальный статус и возможности быстрого процветания на государственной службе. Люблинская уния значительно обострила религиозные проблемы. Широкие слои украинского населения - крестьянство, мещанство, мелкие и средние дворяне - противились окатоличиванием и отстаивали православную греческую веру. В этой борьбе все более значительную роль играли братства. Во II половине XVI в их деятельность приобретает как культурно-просветительского и и политического характера. Они превратились в мощную силу, которая выступала за обновление православной церкви и это вызвало беспокойство украинских православных иерархов. Большинство из них была согласна на унию с католической церковью для сохранения своего положения и уравнения в правах с католическим церковниками. Одновременно к унии стремится римская курия, чтобы распространить свое господство на украинской земле. В результате определенного компромисса в 1596 году было подписано Брестская церковная уния. Православная церковь после собора оказалась фактически вне закона. Униаты захватывали православные церкви, их имущество, приверженцы православия подвергались притеснениям и преследовались. Униатская церковь, возникшая стала способствовать усилению полонизации украинского населения. Но широкие массы украинского: крестьяне, мещане, низшее духовенство, казаки, часть шляхты упорно защищали свою православную веру. Таким образом, в результате Брестской унии 1596 года религиозные противоречия еще более обострились. Православная церковь перед опасностью своей гибели пошла в 1599 году на союз с протестантами Речи Посполитой. Но и этот отчаянный шаг не принес желаемого. Соотношение сил продолжало склоняться в пользу униатов.

Во II половине XVI в. в связи с усилением социального и национально-религиозного гнета украинского народа увеличился поток беглецов на Запорожье, в корне изменило казацкое общество, в частности усиление антипольских настроений казаков. Укрепление казачества, как состояния, участие запорожцев в войнах, которые вела Польша, их участие в защите границ от нападений татар, а также обращение правительств разных государств за военной помощью к казакам - все это имело следствием самоосознания казачеством своей отдельности от других сословий и его роль в военно-политических делах. Кроме того, в 1583 году закончилась длительная Ливонская война и большое количество добровольцев-казаков вернулась в Украину.

Польская власть пыталась поставить казачество под свой контроль. С образованием Речи Посполитой для этого возникли большие возможности. В 1572 году король Сигизмунд II Август велел набрать казаков "свита" на государственную службу. Во главе казаков, получавших жалованье из королевской казны, был поставлен старший Ян Бадовский

В 1578 году Стефан Баторий набирает на службу казацкий полк численностью 500 казаков, которые вносятся в реестр - специальный список. Старшим реестровых казаков был назначен Ян Оришовський, им выделялось во владение городок Трахтемиров с арсеналом и госпиталем. В 1590 году реестр был увеличен до 1000 казаков. Хотя между реестровых и нереестровими казаками существовало различие, при многих восстаний, направленных против феодального и национального гнета они выступали вместе. Польское правительство и шляхта реагировали на рост казачества растерянно и нерешительно. Шляхте было трудно понять, каким образом казаки превратились в четко сформированное общественное целое. Несмотря свойственную им враждебность к казакам шляхта была не против того, чтобы использовать их, когда возникала необходимость. К тому же отношение к казакам было неоднозначным - с одной стороны, магнатов и старост пограничья, которые ежедневно конфликтовали с казаками, а с другой поляки, видели в них источник опытной и одновременно

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6