Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


28.03.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Битвы фальшивомонетчиков ("LB.ua")

15:35 25-11-2017

Петр Порошенко – 16.1%. Юлия Тимошенко – 14.4%. Святослав Вакарчук – 12.1%. Именно так специалистам сразу четырех отечественных социологических компаний («Социс», КМИС, группа «Рейтинг» и Центр Разумкова») видятся фавориты президентской гонки, случись она в ближайшее время.


25.11.2017

Петр Порошенко – 16.1%. Юлия Тимошенко – 14.4%. Святослав Вакарчук – 12.1%.

Именно так специалистам сразу четырех отечественных социологических компаний («Социс», КМИС, группа «Рейтинг» и Центр Разумкова») видятся фавориты президентской гонки, случись она в ближайшее время.

Обнародование цифр в середине нынешней недели спровоцировало волну бурных обсуждений в активной части общества. 

Можно спорить о не/корректности приведенных данных. 

О том, почему они появились именно сейчас. 

Насколько не/приятны Банковой. Почему в перечне потенциальных кандидатов присутствует Святослав Вакарчук, нигде и ни разу не заявлявший о президентских амбициях (более того, не факт, что уже принявший соответствующее решение сам для себя). Но при этом отсутствует Виталий Кличко. Или Владимир Зеленский, о грядущем выдвижении которого в окружении олигарха Игоря Коломойского говорят как о практически свершившемся факте. При том, опять-таки, что позиция самого Зеленского в настоящий момент неизвестна. Но его, как и Вакарчука, без него активно «женят». О том, почему там же отдельная строчка выделена Вадиму Рабиновичу, который в августе 2018-го года отпразднует 65-летний юбилей (и хотя ограничение, действующее на чиновников на главу государства не распространяется, дальнейшие перспективы серьезно корректирует).

А можно – попытаться разобраться, каким политическим элитам страны видится сейчас 2019-й год. С точки зрения ожидаемых президентских, а затем и парламентских выборов.

Для начала – несколько основных тезисов.

Первый: действующий глава государства Петр Порошенко точно будет баллотироваться на второй срок. Хотя бы потому, что его следующая – после президентской – цель (о чем он неоднократно говорил публично) – депутатство от Украины в Европарламенте. 

А Украина членом ЕС пока не является. И не факт, что станет в обозримом будущем. 

«Кто, если не он?», – риторически вопрошают в ближайшем окружении гаранта. Традиционно подразумевая: «не отдавать же страну Тимошенко». Сколько раз мы это уже слышали, правда? Тем паче, разница в 1.7% между фаворитами наводит - не поддавая сомнению выводы авторитетных структур - на мысли о роли соцпогрешностей в избирательных кампаниях. Не только украинских. 

Вопрошая, тут по-прежнему не дают ответа на вопрос за счет чего побеждать.

Учитывая, что дискуссия о способах избрания продолжается в недрах АП уже более полугода, подобная самонадеянность удивляет. Если не сказать больше. И если еще весной предполагалось: плацдармом для переизбрания Петра Алексеевича должна стать модернизированная политическая платформа – на базе ли «Солидарности» и «НФ» или на базе сформированной «с нуля» партии власти, то сейчас этот кейс отложен в долгий ящик. При том, что активным приверженцем первого сценария по-прежнему остается Александр Турчинов (пожалуй, единственный из «фронтовиков», кто все еще верит в реальность оного), второго – генпрокурор Юрий Луценко (которому придется, рано или поздно, самоопределиться). Но помня, что тема коллаборации – в той или иной форме – «НФ» и БПП впервые всплыла еще в августе 2015-го года (и тогда же была благополучно похоронена) сегодня шансы подобной консолидации кажутся мизерными. 

На Банковой всерьез полагают, что если с кем и объединяться, то исключительно на ее, Банковой, условиях. В широкую коалицию. Всех со всеми. В поддержку исключительно Порошенко. По примеру коалиций, образовывавшихся в 1999-м в поддержку единого кандидата Леонида Кучмы, в 2004-м - Виктора Януковича. Мол, рейтинги конкретно «НФ» (даже если они скооперируются с премьером Гройсманом) мизерны, а значит деваться им, мол, все равно некуда - «сами придут и сами все предложат». 

 

Фото: president.gov.ua

 

В «НФ» парируют: поддержка тандемом двух премьеров – бывшего и нынешнего - является аргументом, не считаться с которым невозможно. Особенно с учетом того, что ощутимые экономические сдвиги – главный аргумент для избирателя, а обеспечивает оные именно глава КМУ. Значит, опять-таки, «сами придут и все предложат». 

Особенно с учетом того, что построить кампанию 2019 на одних только абстрактных обещаниях (прекратить войну в кратчайшие сроки, обеспечить «жизнь по-новому) – по примеру 2014-го – невозможно. «Блицкрига точно не будет. Мы это понимаем. Однако пошагового плана действий для обеспечения второго срока не существует. Да, есть отдельные предложения. В том числе авторства Игоря Грынива (многолетнего технолога Петра Порошенко), которые он положил на стол гаранту еще в конце весны. Но утвержденного четкого плана нет, – говорит LB.ua один из ближайших соратников действующего главы государства. – Пока что мы ждем. Как минимум до марта».

Единственная «свежая» идея, навязчиво витающая в коридорах АП - технология «против всех». В 2010-м одним из ее «вдохновителей» злые языки называли Виктора Медведчука. Тогда житель Ивано-Франковска Василий Гуменюк даже сменил паспорт на имя «Василь Противсих». Заявившись в первом туре, он набрал скромные сорок тысяч голосов, получив 13 место из 18. Но с ролью своей - человека, превращающего кампанию в фарс - справился успешно. 

Нечто подобное сейчас происходит в России. Не с подачи ли украинского кума? 

Но вернемся в Киев. 

Представители элит тоже ждут. Ясно, что те из них, кто первыми предложат внятную «повестку дня», получат «фору» на входе в кампанию, активная фаза которой начнется ориентировочно в мае будущего года. 

Отсюда – тезис номер два: президентские выборы пройдут в два тура. Многое зависит от того, кто станет основным оппонентом Петра Порошенко. От того, насколько он будет для него удобен и прогнозируем. В случае, если условным «демократам» между собой договориться не удастся, не исключено участие в первом раунде забега и Арсения Яценюка, и Владимира Гройсмана, и Юрия Луценко, и Виталия Кличко, и других. 

 

Фото: Макс Требухов

 

Мотивация ясна: крупные политические игроки такое событие как президентские выборы игнорировать не могут. 

Но есть ли смысл включаться в них непосредственно? «Допустим, Арсений двинется в первый тур. Но для этого он должен иметь рейтинг хотя бы в три процента», – отмечают в окружении Яценюка. Честно признаваясь, что понимания, как получить эти три процента тоже не наработали. С момента расставания лидера «НФ» с премьерской должностью прошло уже полтора года, но за это время не было предпринято ничего (от слова вообще ничего), чтобы если не возродить былые позиции партии, то хотя бы закрепить их на относительно приличном уровне. А ведь партия в данном случае – главный инструментарий и главный плацдарм. 

Сам Яценюк предпочел сосредоточиться на внешнеполитической деятельности. И достиг на оном поприще заметных успехов (которым мало кто из «бывших» может похвастаться). 

Вот только выборы выигрывают внутри страны, а не за ее пределами. 

Не говоря о том, что за последнее время у западных партнеров появились и новые фавориты. Тот же глава НАБУ Артем Сытник. Который о президентских притязаниях пока не заявлял, но человеком является весьма амбициозным. Насколько самостоятельным, насколько не/способным эти свои амбиции реализовывать (или хотя бы составить серьезную конкуренцию другим демократам), обладающий ли потенциалом стать фигурой для консенсуса протестных элит – большой вопрос. Но вопрос весьма актуальный. 

«Арсений зайдет в кампанию только если четко будет понимать, что получит на выходе. Поддержать Порошенко во втором туре? То есть, попросту подарить ему свои голоса? А какой смысл делать это за три месяца до парламентских? Особенно, зная склонность Петра Алексеевича «делиться» полученным», – резонно замечает многолетний соратник Яценюка. 

Тезис номер три: олигархи как ранее играли, так и сейчас продолжают играть ключевую роль в тектонических сдвигах украинской политики. Так было при «позднем Кучме» (этапе расцвета, в том числе – по причинам объективным – украинской олигархии как класса), всегда – при Викторе Януковиче, по-прежнему - при Петре Порошенко. 

Во многом за счет того, что декларируя политику «деолигархизации» Петр Алексеевич пальцем не пошевелил для ее реализации. Ведь не может человек, являющийся ярким представителем системы ее, систему, реформировать. Известно: его успех в первом туре во многом был обеспечен «венским консенсусом» Дмитрия Фирташа, Сергея Левочкина, Виталия Кличко и самого Петра Алексеевича

 

Фото: Макс Требухов

 

Да, вспоминать об этом сегодня вроде как не принято, но самого факта не отменяет. А ведь есть еще весьма враждебно настроенный Игорь Коломойский. И Ринат Ахметов (который вроде как «партнер», но ведь в политике не бывает вечных друзей, только вечные интересы). И Виктор Пинчук. Какие ставки сделают они? 

Принято считать, что ставка последнего – Святослав Вакарчук. Который, повторюсь, президентских, да и просто политических амбиций пока не озвучивал. И не факт, что озвучит. Ведь если говорить о судьбе конкретного человека, то речь не просто об участии в гонке «чтоб согреться», но о том, как действовать после?

Серьезно заниматься политикой? Создавать новую партию? Системно оппонировать власти? Все перечисленные опции предполагают кардинальную смену сферы деятельности. Когда возврата назад больше не будет, а будущность весьма туманна. 

Стоит ли игра свеч? 

Для одного конкретного живого индивида? 

То-то же. С Владимиром Зеленским – аналогично. Каждый должен определиться, в первую очередь, для самого себя. А уже потом «ввязываться в драку». 

***

О чем говорят нам очерченные выше расклады, актуальные рейтинги? О том, что за четыре года, прошедшие со времен Революции Достоинства, полноценные политические лифты так и не заработали. Украинское общество, выразителем которого есть украинский политикум, так и не дало путевку в жизнь новому общенациональному лидеру (лидерам, во множественном числе, тем более), который мог бы полноценно претендовать на главную должность страны. Конкурировать смыслами, а не формой – «ставкой олигархов», «ставкой Запада», «ставкой шутов гороховых». 

 

Фото: Макс Требухов

 

Основные игроки, имеющие сегодня реальные шансы соперничать на пост номер один, начинали свое восхождение еще во времена Леонида Кучмы. А, значит, если в ближайшее время ничего не изменится, выбирать нам придется снова из них. Из тех, кто «на манеже» уже много лет. И кровно не заинтересован в честной конкуренции, поскольку честная конкуренция для них равнозначна гибели. Не только политической, но и бизнесовой. Ведь политика в Украине по-прежнему остается главным способом зарабатывания быстрых, хоть и совершенно бесчестных денег. 

Или же выбор снова сделают элиты. Большая часть которых в 2004-м ставила на Януковича. И проиграла. Большая часть которых ставила на него же в 2010-м. И тоже проиграла – с катастрофическими последствиями для страны в целом. 

2014-й – отдельная история, «венский» аспект коей изложен выше. 

Повторится ли история в 2019-м?

Тут кстати вспоминается цитата из свежего романа Виктора Пелевина «iPchuk10»: «…смердящий член, которым деградировавший и изолгавшийся истеблишмент пытается ковыряться в твоих мозгах! Это гильдия фальшивомонетчиков, орущая: «Не верьте фальшивомонетчикам-любителям! Мы! Только мы!». 

Соня Кошкина Соня Кошкина , Шеф-редактор LB.ua