Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


19.04.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Этот "Минск" устарел, давайте новый. Как "формула Штайнмайера" превращается в "формулу Зеленского" ("Фокус")

09:04 21-10-2019


Редакционная строка

21.10.2019

Этот "Минск" устарел, давайте новый. Как "формула Штайнмайера" превращается в "формулу Зеленского"

 

Этот

Фото: prezident.gov.ua

Неожиданное заявление Леонида Кучмы по итогам заседания Трехсторонней контактной группы 15 октября в Минске о выполнении политического блока минских соглашений только в контексте выведения всех иностранных войск с территории Украины и обеспечения работы украинских государственных органов на неподконтрольной территории, дало повод говорить о том, что украинская сторона готовит почву для выхода из минских соглашений. Или как минимум для выдвижения своих условий в переговорном процессе. Фокус разбирался, как «формула Штайнмайера» может превратиться в «формулу Зеленского».

Причем риторика требований, выдвинутых Украиной на ТКГ, внезапно стала созвучной требованиям, которые были озвучены во время вече "Нет капитуляции!" в Киеве 14 октября. Не исключено, что это произошло отчасти для того, чтобы успокоить ту группу населения, которая готова выйти на Майдан и, таким образом, получить временную передышку для выработки дальнейшего плана действий. Фокус разбирался, какова судьба будущих переговоров в Минске и к чему стоит приготовиться уже в ближайшее время.

Вече "Нет капитуляции!", судя по всему, заставило серьезно задуматься президента Владимира Зеленского и его окружение. Ведь, по-сути, по улицам столицы маршем прошлись люди, которые готовы вновь с оружием отстаивать украинскую землю на Донбассе. Количество протестующих, пришедших поддержать добробатовцев было очень существенным. То есть в случае накала страстей команда президента получила бы в худшем варианте новый Майдан в столице и крайне обостренную ситуацию на востоке страны. 

В связи с этим у Зеленского поступили логично — на заседании Трехсторонней контактной группы Леонид Кучма фактически перечислил то, чего требовали участники вече: полное прекращение огня, вывод с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и техники, установление контроля над участком украинско-российской границы, который временно нам неподконтролен, разведение сил и техники вдоль всей линии соприкосновения, возврат к гривне на неподконтрольных территориях, обеспечение работы Центризбиркома, украинских партий и СМИ, обеспечение эффективного мониторинга СММ ОБСЕ и роспуск квазигруппировок "ЛДНР". Соответствующее заявление Кучмы опубликовала на своей странице его пресс-секретарь Дарка Олифер.

Как и почему родилась "формула Зеленского"

В экспертном сообществе заявление Кучмы по окончании заседания ТКГ вызвало, мягко говоря, недоумение. Официально «ЛДНР» никто не признавал и ранее. В минских соглашениях говорится об отдельных районах Донецкой и Луганской областей, сокращенно – ОРДЛО. А их представители в минской контактной группе титруются без упоминания каких-либо статусов. 

Поэтому эксперты не исключают, что подобные заявления можно было допустить лишь в одном случае: работа на украинскую публику. То есть во всеуслышание объявить то, что общество хочет слышать. И, таким образом, на какой-то период снять напряжение среди украинцев, чтобы получить временную передышку, а затем наметить новый план действий.

"Сейчас Зеленский оказался на растяжке. «Формула Штайнмайера» – там нет капитуляции как таковой. Его логика следующая: если стороны не делают больших шагов, давайте будем делать шаги маленькие. Теперь команда Зеленского остановилась в нерешительности: что делать? Как заменитель, призванный сбить эту волну "Нет капитуляции!", была использована формулировка "формула Зеленского". Почему так? Потому что команда президента недокачала с таким понятием, как "внесение ясности". Надо было просто популярно и методично объяснять, что страна – банкрот и ситуация быстро не улучшится", – считает политтехнолог Андрей Золотарев.

С ним согласен и политолог Алексей Якубин. По мнению эксперта, команда президента упустила важный момент, когда населению надо было разъяснять, что такое «формула Штайнмайера». И этим воспользовались противники Зеленского.

"Появление «формулы Зеленского» связано с тем, что власти осознали: была допущена коммуникационная ошибка. Вместо того чтобы вовремя объяснить населению, что на самом деле представляет собой «формула Штайнмайера», власть пустила этот вопрос на самотек, дав возможность противникам Зеленского и тем, кто в принципе против Минска, поспекулировать на этой теме и раскачивать вокруг этого ситуацию. Потому, скорее всего, у президента решили просто заменить в головах людей «формулу Штайнмайера» на «формулу Зеленского», учитывая самый высокий рейтинг главы государства", — отметил эксперт.

Минские соглашения устарели, несите новые

В команде президента понимают, что на одних обещаниях долго не протянуть. И для решения вопроса по Донбассу надо будет либо вносить изменения в Конституцию, предоставляя автономию ОРДЛО, либо по факту выходить из процесса. Поэтому потихоньку начинают внедрять в общество месседж, что нынешние минские соглашения устарели и их в идеале либо надо заменить, либо как минимум пересмотреть ряд пунктов.

Народный депутат от "Слуги народа" Богдан Яременко в беседе с Фокусом высказал надежду, что наиболее болезненные пункты Минска-2 все же удастся изменить. Он напомнил, что процесс пересмотра минских договоренностей начал еще экс-президент Петр Порошенко. Однако его попытки не увенчались успехом, и это привело к замораживанию переговорного процесса на несколько лет. 

"Мы надеемся, что нам удастся при поддержке стран Запада, не отказываясь от минских соглашений, некоторые ключевые формулировки изменить. В том числе это касается нецелесообразности внесения изменений в Конституцию Украины относительно особого статуса Донбасса, относительно процедуры передачи контроля над границей Украины, которая, к сожалению, очень четко привязана ко дню проведения выборов и т. д. То есть такие попытки делаются. В принципе, очень ограниченно они даже где-то воспринимаются Россией. И это дает основания думать, что, может, все-таки мы достигнем определенного прогресса", — отметил он. 

В то же время переговоры по Донбассу на международном уровне дошли до того, что Украина, по сути, оказалась без существенной международной поддержки, считает народный депутат от фракции "Голос" Соломия Бобровская. По ее мнению, у страны появился шанс доказать, что минские договоренности действительно устарели, и не бояться требовать их пересмотра.

"Минские договоренности устарели. Об этом говорят и эксперты, и люди, которые принимали участие в переговорах по этим соглашениям. Вопрос на самом деле состоит в проактивной гражданской позиции Украины: что мы ходим, как мы видим путь решения конфликта. И мы не должны бояться это озвучить: это должны быть нормандские встречи или встреча в формате Штаты – Канада, – считает Бобровская. – Возможность убедить страны Запада, и в первую очередь страны «нормандской четверки», в правильности наших позиций зависит от многих факторов. Это зависит от экономических и политических взаимоотношений Франции и Германии, и мне кажется, что у нас на самом деле нет союзников. Мы сами по себе и должны сами отвоевывать свои позиции. Потому что будем откровенны: несмотря на то что немцы официально утверждают, что остаются на своих позициях, госпожа Меркель заявляет, что да, Украина – стратегический партнер, но «Северный поток» мы достроим. Вот эти вещи показывают второстепенные сюжеты, которыми насыщена общая канва наших взаимоотношений. Поэтому происходит так: бизнес мы ведем, но политически мы вам сочувствуем". 

Есть ли у Зеленского план

Пока что все выглядит следующим образом: сначала команда президента успокаивает ситуацию внутри страны, а затем приступает к решению вопроса со странами «нормандской четверки». С одной стороны, Зеленский не может исполнить в полной мере требования добробатов и участников вече, но в то же время не может и игнорировать. 

С другой стороны, отказаться от минских договоренностей он тоже не может, поскольку это даст великолепный козырь России в борьбе за снятие санкций, считает политтехнолог Андрей Золотарев. 

"Если прислушаться к меньшинству и сказать «нет» «формуле Штайнмайера», «нет» Минску, то не будет встречи в «нормандском формате». И что будет дальше? Дальше будет демонтаж антироссийских санкций. К этому готовы и Франция, и Германия, и самое главное: у Путина будет неубиваемый козырь о том, что проблема не в Москве, а в Киеве. И теперь для Зеленского основная задача – не допустить, чтобы это все привело к развертыванию острейшего внутриполитического кризиса, который чреват тем, что стороны сойдутся лбами внутри страны в прямом смысле этого слова, и не допустить того, чтобы Украина потеряла внешнюю поддержку. Иначе нас сольют точно так же, как и курдов", – уверен эксперт.

В любом случае украинская сторона и дальше будет продавливать в Минске вопрос пересмотра или смягчения ряда позиций, которые выполнить при всем желании команда Зеленского без существенных потерь не сможет. В этом, по мнению политолога Алексея Якубина, заключается план А Зеленского.

"Пока план А у Зеленского – так или иначе пилотное разведение сторон в Золотом и Петровском, дальше – обмен удерживаемых лиц и проведение встречи в «нормандском формате». У Зеленского есть большие надежды, что там удастся вступить при участии Меркель и Макрона в переговоры с Путиным. И там будет обсуждаться ключевая канва по поводу нового закона об особом статусе Донбасса, который в любом случае, если Украина остается в минском процессе, должен быть либо пролонгирован, либо должен быть проголосован новый до конца этого года", – отметил он.

План Б, по мнению эксперта, – это "вброс" в общество информации о существовании новых минских соглашений, черновой вариант которых написала украинская сторона. 

"Мне кажется, что заявления о плане Б – попытка власти забросить несколько пробных шаров и посмотреть на реакцию общества. У президента увидели, что выступления на Покрову – это потолок. Потому мы видим, что есть промедление, но, с другой стороны, у Зеленского уверены, что к концу года есть все шансы провести «нормандский формат». В противном случае, если разведения не произойдет, если ситуация подвиснет, то может сложиться так, что будут встречаться и решать украинский вопрос без Украины", – добавил политолог.

Впрочем, в команде президента пока боятся говорить даже о сроках выполнения плана А. По словам нардепа Богдана Яременко, «формула Зеленского» существует, но в довольно своеобразной форме.

"Идея не в «формуле Зеленского». Она существует. Это наш подход к переговорному процессу. Идея в том, чтобы в «нормандском формате» были не новые договоренности, а чтобы создать план исполнения существующих, который устроит всех и который, в отличие от минских договоренностей, будет реалистичным", – подчеркнул нардеп.

 

Настя Рейн