Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


25.04.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Вернуть утраченное ("Зеркало недели")

10:09 18-04-2020

Что поможет Украине восстановить экономику


Редакционная строка

17.04.2020

Что поможет Украине восстановить экономику

 

 
© Pixabay

Украинской экономике не впервой подниматься после кризиса. Однако теперь восстанавливаться придется уже в новых условиях, и многие старые рецепты, такие как безудержный аграрный экспорт, могут не сработать.

Старт с низкой позиции

Никто не возьмется спорить с тем, что обвал экономики Украины из-за пандемии неизбежен. "Даже по оптимистическому сценарию, падение экономики Украины из-за распространения коронавируса COVID-19 составит 5% ВВП в 2020 году", — заявила заместитель главы офиса президента Юлия Ковалив.

Вопрос в том, насколько глубоким на самом деле будет падение. Особенно с учетом того, что мировой кризис ударил по экономикам разных стран еще до развития пандемии. Действительно, первые признаки кризиса украинской экономики появились во второй половине 2019 года. А в январе 2020-го ВВП страны снизился на 0,5%, промышленное производство — на 5,1, транспорт — на 4, сельское хозяйство — на 2,7%. Дефицит внешней торговли в январе-феврале составил 590 млн долл. США. И только после этого начался "настоящий" кризис.

Теперь в обновленном прогнозе Всемирного банка говорится, что прогноз о падении ВВП Украины за 2020 год (который составит от 3,5 до 5%) характеризуется высокой неопределенностью, поскольку опирается лишь на предположение об угасании эпидемии коронавируса во второй половине этого года.

Согласно этому прогнозу инфляция в Украине в 2020-м вырастет до 8,9%, а реальные доходы упадут на 4,0%, дефицит госбюджета увеличится до 4,9% от ВВП, а уровень госдолга повысится до 59% от ВВП.

Есть еще и свежий прогноз МВФ: падение украинской экономики в 2020-м на 7,7%, рост безработицы — на 10,1%. Для сравнения: в 2014-м падение ВВП составило 6,8%.

Помимо прочего, на украинской экономике негативно скажется снижение экономической активности в Польше и других странах ЕС. В страну уже вернулось множество заробитчан, и в условиях закрытых границ они вынуждены сидеть дома, проедая привезенные деньги.

Но куда более негативно повлияет на украинскую экономику сокращение доходов от экспорта, вызванное падением мировых цен. Отсюда — закрытие бизнесов, ухудшение ликвидности и качества активов в банках. Это то, с чего придется начинать.

Факторы роста

Есть несколько очень важных факторов роста, которые могут помочь начать быстрое восстановление экономики Украины уже в нынешнем году. Первый из этих факторов — отложенное потребление. Сидящие дома люди тратят мало денег. Они соскучились по кафе, ресторанам и даже простой уличной шаурме. Они не ездят даже на загородные пикники, не ходят в спортзалы.

Но не все так можно сделать, нам с супругой, например, после осенне-зимнего сезона куртки и прочую одежду в химчистку отдавать надо…

В моем окружении немало людей, которые планируют сразу после открытия границ отправиться путешествовать. За последние годы они привыкли пару раз в год куда-нибудь ездить — за рубеж или по Украине, вполне бюджетно, но это уже стало укоренившейся привычкой. Никто не хочет превращаться в средневекового жителя, вся жизнь которого проходила в пределах двух-трех деревень, а в город он выбирался только на ярмарку.

Когда карантин будет снят, весь этот отложенный спрос выплеснется за пределы городских квартир, быстро восстанавливая сферу услуг и розничную торговлю.

Здесь надо учитывать и некоторые перекосы: наибольшие накопления за период карантина сформируют те, на ком не лежат тяжким грузом платежи по потребительским кредитам, расходы на еду, аренду квартиры и коммунальные платежи. То есть более обеспеченные люди. Именно они (хотя, конечно, не только) и обеспечат эту сжатую пружину отложенного спроса.

Есть еще один фактор, на который указывают специалисты, работающие на стыке психологии и экономики. Пандемия вызовет снижение ожидаемой продолжительности жизни, а это приведет к некоторому перераспределению трат. Благодаря COVID-19 многие осознали, что какой бы здоровый образ жизни ни вел, тебя может накрыть невесть откуда взявшаяся внешняя угроза, от которой трудно застраховаться. В экономическом смысле следствием становится смещение распределения семейного бюджета между сбережениями и потреблением в сторону потребления.

Так формируется потребление, перенесенное из будущего в настоящее, — ускоренное, скажем так. Сложно сказать, в какой степени это коснется именно Украины. Но, в конце концов, мы же не изолированы от мировых трендов.

Далее, на экономике наверняка скажется эффект господдержки. Конечно, Украина — не Европа и не США, где очень сильна сейчас государственная поддержка бизнеса и граждан. (В США, например, единовременные выплаты составят 1200 долл. на человека — это сверх пособий по безработице. В Германии бездетные работники получают компенсацию от государства в размере 60% от потерянных доходов из-за сокращения рабочих часов, работники с детьми — 67%.)

В Украине на экономике скорее положительно скажутся налоговые каникулы для бизнеса, послабления со стороны контрольных органов, а также госзаказ — на что угодно для разных предприятий, лишь бы работа была. Уже прозвучала инициатива отправлять безработных на ремонт дорог, — кто-то в правительстве решил воспользоваться рецептами Франклина Рузвельта 90-летней давности.

Куда больше Украине следует рассчитывать на возобновление экспорта рабочей силы. Проще говоря, на то, что наши соотечественники-заробитчане снова отправятся в Европу. И все предпосылки к этому есть. Франция, Польша, Испания, Великобритания — все они уже заявили, что не справятся (особенно в строительстве и сельском хозяйстве) без низкоквалифицированной рабочей силы из Восточной Европы.

И последнее в этом перечне: одной из предпосылок экономического роста (не самой значимой, но все же) может стать то, для чего экономисты придумали термин "экономика одиночества". Уже сейчас карантин и другие ограничительные мероприятия дали резкий рост посещаемости онлайн-кинотеатров и сервисов онлайн-игр, платформ для совместной удаленной работы и обучения онлайн.

Использование всего этого очень быстро сформирует у людей привычку, которая останется и с окончанием карантина и эпидемии. То есть уже развился новый сегмент бизнеса, который не исчезнет с возвращением людей к нормальной жизни.

Кроме того, многие бизнесы, оперативно перешедшие на дистанционную работу, скорее всего, в значительной мере продолжат существовать онлайн. Офисы станут менее актуальны, начнется новый расцвет фрилансинга и работы "по домам". А это повлечет за собой изменение потребительских паттернов и развитие новых сервисов, не только компьютерных и коммуникационных.

Карантин уже дал толчок развитию онлайн-продаж, владельцы украинских маркетплейсов стали богаче, а многие другие бизнесмены начали присматриваться к этому сегменту. Вероятно, стоит ожидать появления новых сильных игроков еще до конца года — тех, которые захотят составить конкуренцию "Розетке" и Prom.ua. Наконец, коммерческая медицина (и соответствующие страховые услуги) тоже пойдет в рост, ведь люди воочию увидели, что полагаться на старую постсоветскую систему не стоит.

Особое мнение: ставка на машиностроение

В свою очередь, украинские промышленники уверены в том, что драйвером роста украинской экономики может стать машиностроение. Перспективы аграрного сектора несколько туманны: он ориентирован в основном на экспорт, а там в ближайшие пару лет объемы продаж, возможно, и будут расти, а вот доходы — точно нет. Что же касается машиностроения, то тут Украина может выиграть за счет формирования и насыщения внутреннего рынка.

Однако для этого промышленности нашей страны придется пережить системную трансформацию. После 2014 года у большинства промышленных предприятий радикально изменилась структура рынков сбыта. Теперь же следует ожидать еще более фундаментальных изменений. Придется делать на внутреннем рынке то, чего не сделали прежде. Например, Украина так и не начала производить железнодорожные вагоны или станки для Евросоюза. Ждали, когда в Украине появится спрос на вагоны, когда кто-то придет и сделает внутренний заказ. Но никто не пришел. Хотя вскоре выяснилось, что, например, аграриям очень нужны хопперы-зерновозы.

Теперь выход на внешние рынки будет сопряжен с еще более серьезными трудностями. Чтобы претендовать в новых условиях на долю рынка Евросоюза, нужно, например, сертифицироваться, провести стандартизацию продукции украинского машиностроения, что довольно сложно и дорого.

Теперь и Украина должна будет определить конкретные статьи импорта, которые для нее наиболее существенны, и думать, как локализовать соответствующие производства. То есть понять, что надо сделать, чтобы максимальная часть добавленной стоимости формировалась в Украине.

Машиностроители в этих условиях претендуют на особое внимание со стороны государства, мотивируя это тем, что их отрасль является драйвером спроса на металлургическую продукцию — трубы, колеса, стальной лист и прочее. То есть машиностроение создает длинную цепочку добавленной стоимости. К тому же продукция машиностроения будет очень востребована в случае активизации в Украине инфраструктурного строительства. А это классический, еще времен Великой депрессии, рецепт выведения страны из экономического кризиса.

Андрей Поливода.

 

 
  •