Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


16.04.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Трудовая диффузия ("Зеркало недели")

09:44 06-05-2020

Когда вернется украинский мигрант? ZN.UA поговорило с главным экспертом по вопросам миграции, доктором экономических наук Андреем Гайдуцким о том, как экономический эффект пандемии COVID-19 повлияет на трудовую миграцию, мигранты какого уровня квалификации могут приехать в нашу страну из-за границы, как можно оставить вернувшихся заробитчан в Украине и что для этого должна сделать наша власть.


Редакционная строка

05.05.2020

Когда вернется украинский мигрант?

 

 

После введения карантина в Украину из-за границы вернулись около 600 тысяч человек. Причиной возвращения в гнездо стали не столько экономические мотивы, сколько беспокойство из-за закрытия границ. Некоторые из трудовых мигрантов планируют вернуться в Европу после окончания коронавирусного кризиса. Другие опасаются, что экономический ущерб сотрет часть рабочих мест. Будущее заробитчан остается туманным.

ZN.UA поговорило с главным экспертом по вопросам миграции, доктором экономических наук Андреем Гайдуцким о том, как экономический эффект пандемии COVID-19 повлияет на трудовую миграцию, мигранты какого уровня квалификации могут приехать в нашу страну из-за границы, как можно оставить вернувшихся заробитчан в Украине и что для этого должна сделать наша власть.

— В Европе ходят версии, что коронавирус на континент завезли мигранты, так как они не соблюдали режим обсервации после возвращения на Родину…

— Это необъективная информация. Немецкие ученые провели расследование по поводу первого "нулевого пациента" в Европе. Им оказалась китаянка, сотрудница китайского офиса немецкой компании Webasto, которая еще в феврале этого года на четыре дня прилетела в Германию на рабочий семинар. Во время встречи она заразила 33-летнего немца, который потом заразил своих родителей. То есть вирус в Европу привезла бизнес-путешественница, а не мигрант-работяга. Например, в России и ЮАР "нулевыми пациентами" оказались туристы, вернувшиеся из Милана, а в Словении и Португалии — пассажиры, которые транзитом летели через Италию и подхватили вирус в аэропорту. К сожалению, именно аэропорты стали распространителями вируса, а там находились все группы населения: от детей до пенсионеров-миллионеров. Давайте хотя бы вспомним, что одним из первых источников появления вируса в Украине оказались украинские бизнесмены и политики, прилетевшие из французского Куршевеля. Поэтому предлагаю в глазах читателей не делать виноватыми трудовых мигрантов, что они стали первопричиной распространения вируса.

— С эпидемиологической точки зрения, в Украине ситуация лучше, чем в большинстве стран Европы, особенно по сравнению с Беларусью и Россией, которые до последнего не верили в серьезность последствий. Украинские власти оперативно ввели карантин, что позволило избежать масштабного распространения вируса за короткий промежуток времени. Поэтому Украина быстрее выйдет из карантина, экономика начнет быстрее оживать. Сейчас главное — не открывать границы для общественного транспорта, а всех пересекающих границу на личном транспорте или пешком — обязательно тестировать ПЦР-методом, чтобы не поднять вторую волну заболевания. Что касается экономики, то в 2020 году ВВП Украины может упасть на 8–10%, что обусловлено сокращением спроса как внутри страны, так и за рубежом. Ведь Украина является достаточно глобализированной экономикой, 43% ее товаров и услуг уходят на экспорт. Поэтому важно, насколько упадут ключевые торговые партнеры Украины. Например, ожидается, что в 2020 году ВВП Германии снизится на 6–7%, Испании — до -12%, Италии — до -15% (в ключевом регионе Ломбардия — до -26%). На эти три страны приходится более 10% украинского экспорта. Но в то же время давайте надеяться, что экономика Китая как крупнейшего торгового партнера Украины продолжит рост благодаря внутренней господдержке, что позволит направить туда невостребованную в Европе часть украинского экспорта.

— Почему вернулись украинские мигранты и есть ли возможность оставить их в Украине?

— По разным оценкам, в Украину вернулось 600-650 тысяч человек. В основном это туристы, сотрудники в командировках или "маятниковые" мигранты. Есть две причины, почему вернулась часть мигрантов. Во-первых, появилась информация, что границы полностью закрывают. Во-вторых, у некоторых из них заканчивались разрешения на пребывание за границей. Власти стран пребывания украинцев только в апреле объявили об автоматическом продлении всех разрешений. То есть нет ни одной экономической причины, почему они резко вернулись, соответственно, нет причин им оставаться. Конечно же, параллельно наступил экономический кризис, бизнес будет проводить сокращения и реструктуризацию. Как результат, в ближайшее время может вернуться еще больше мигрантов, но только краткосрочно, чтобы найти новую работу, скорее всего, за границей, если на Родине не удастся найти схожие условия.

В целом же, исходя из многолетнего опыта работы в этой сфере, могу утверждать, что украинский мигрант вернется только после завершения своего миграционного цикла, который включает получение нового опыта, новых связей, увеличение уровня дохода, формирование сбережений и активов. Такой цикл в среднем длится от пяти до 25 лет. Цикл подходит к завершению при достижении одного или нескольких плановых показателей: уровня дохода и сбережений, наличия активов и/или бизнеса. Простыми словами, мигрант вернется после достижения своих целей. Опыт других стран показывает, что успешная государственная политика мотивирует мигранта остаться на Родине — это предоставить ему возможность поскорее завершить свой миграционный цикл, то есть способствовать более быстрому накоплению сбережений, приобретению активов (например недвижимости), способствовать открытию бизнеса на Родине.

— Что для этого нужно сделать?

— Необходимо разрабатывать и продвигать мотивационные программы, направленные на легальное трудоустройство за границей, увеличение их доходов и переводов, формирование сбережений на Родине, содействие в открытии бизнес-проектов. В реализации такой политики, назовем ее Стратегия возвращения украинцев, должны быть задействованы около десяти ключевых ведомств. Президент и правительство могли бы дать поручение профильным министерствам, Национальному банку и местным властям разрабатывать мотивационные программы по: а) легальному трудоустройству за границей; б) удешевлению стоимости переводов; в) формированию сбережений в Украине; г) накоплению средств в финансово-банковской системе; д) развитию страховых, ипотечных и пенсионных программ; е) развитию предпринимательства; ж) развитию программ поддержки родных территорий эмигрантов при участии их средств. Наличие такой политики способствует ускорению миграционного цикла, а значит, украинский мигрант быстрее вернется в Украину. В реализации такой политики, ее программ ключевую роль должны сыграть, во-первых, финансово-банковский сектор, потому что в ее основе — взаимная мотивация к эффективному использованию денежных средств. Во-вторых, местные органы власти, так как эти средства равномерно распределяются по всей стране и используются на благо бюджетов домохозяйств и местных бюджетов. Именно Национальный банк как регулятор банковской системы и местные власти как заинтересованные стороны в наполнении своих бюджетов должны получить от президента и правительства задачи по разработке таких программ. Только реализуя стратегию примерно в таком порядке, можно воплотить мечту президента о возвращении миллионов украинцев.

— Но зачем нужно мотивировать легальное трудоустройство за границей?

— Потому что в противном случае трудовая эмиграция будет нелегальной, а это увеличит срок миграционного цикла, ведь мигрант получит негативный опыт работы за границей, может недополучить часть зарплаты, будет депортирован и так далее. А значит, нелегальное трудоустройство не привело к запланированным результатам, в итоге — он попытается снова выехать за границу на работу, соответственно, сроки окончательного возращения такого мигранта в Украину увеличиваются.

— Сейчас будет небольшое затишье в процессах миграции, связанное как с карантином, так и с глобальным снижением спроса. Но бизнес быстро адаптируется, власти развитых стран запустят финансовые вливания для оживления экономики, это опять создаст спрос на рабочую силу. Да и в целом миграция — это постоянный, объективный и закономерный процесс. При этом невозможно сказать, это хорошо или плохо. Например, дождь или снег — это хорошо или плохо? Если вы спросите об этом у мэра города, он скажет, что хуже снега ничего нет: транспортный коллапс, аварии, травмы. Но если вы спросите у фермера, то он скажет, что без снега настанет голод, так как будущий урожай замерзнет и не взойдет в поле. Также и с миграцией, — если вы умеете ею управлять, ваша экономика растет. В Объединенных Арабских Эмиратах, в Катаре уже 90% темпов экономического роста зависит от мигрантов, в Канаде и Швеции — более 10%, в Польше — тоже почти 10%. И эти цифры будут только расти. В более развитых странах сначала от притока мигрантов зависит только прирост населения, а потом — и рост самой экономики. Такие страны как Канада это уже понимают и ставят четкие цели по увеличению количества иммигрантов: например, за 2020–2022 годы они должны привлечь около одного миллиона иммигрантов. Поэтому если учесть, что миграция — постоянный процесс, и в этом заинтересованы принимающие страны, то миграция продолжится. Сложно выезжать тем, кто уже в солидном возрасте, не знает иностранный язык, имеет проблемы со здоровьем. Все другие группы населения потенциально могут являться объектом повышенного интереса принимающих стран, соответственно, страны также будут разрабатывать программы по их привлечению. Задача властей Украины — разрабатывать мотивационные программы по их возвращению. То, что нужно сейчас пройти Украине, еще в 1950–1980-х годах прошли Италия, Португалия, Израиль, Южная Корея. В 1990-х — Ирландия. Сейчас это проходят страны Юго-Восточной Азии.

— Приедут ли иностранные мигранты в Украину? Какое их количество нам необходимо с учетом эмиграции украинцев?

— К сожалению, с одной стороны, в Украине очень зарегулирована разрешительная система постановки иммигрантов на учет, а с другой — отсутствует система привлечения и распределения рабочей силы. Как результат, в 2019 году в Украине вид на жительство получили всего примерно 23 тысячи иностранцев, а разрешение на работу — наверное, еще меньше. А ежегодная потребность Украины в иммигрантах — минимум 1% от населения, то есть 370–400 тысяч, а с учетом демографического кризиса и отрицательного миграционного сальдо потребность в иммигрантах составляет 500–600 тысяч человек. Детально о причинах и потребностях в иммигрантах я рассказывал на страницах ZN.UA.

— Цифры немного пугают. А общество к этому готово?

— Цифры пугают, потому что Украине нужно было этим заняться 10–15 лет назад, а если точнее, сразу после расширения ЕС. Тогда усилилась эмиграция из ЕС-10, соответственно, все соседние страны активизировали свои политики по привлечению украинцев. Кто-то — "национально-подрывными" методами по примеру Венгрии, когда венгерские паспорта выдавались прямо в Украине, кто-то — рыночными, упрощая условия для местного бизнеса в трудоустройстве иностранцев, как это сделали Польша и Чехия. Уже тогда Украине нужно было упрощать условия иммиграции иностранцев, выставлять четкие требования к квалификации и уровню дохода иммигрантов, проводить селекцию по привлечению трудовых ресурсов из разных групп стран.

— Но насколько высока будет квалификация иммигрантов?

— Это все зависит от самой Украины. С одной стороны, нужно упрощать условия иммиграции иностранцев, с другой — выставлять четкие требования к желаемой квалификации иммигрантов и сумме средств, которые они должны привезти с собой. Кроме того, нужно проводить селекцию по привлечению трудовых ресурсов из разных групп стран.

С экономической точки зрения, стоит обратить внимание на опыт Канады, где, возможно, самая отлаженная система формирования ежегодных планов по притоку иммигрантов. Все заинтересованные в иностранцах (бизнес, соцслужбы, муниципалитеты и так далее) подают свои заявки в государственные территориальные округа, те — провинциям, а провинции — Министерству по делам иммигрантов, беженцев и гражданства, которое формирует трехлетний Vision Action Plan. На его основе формируется трехлетний Immigration Levels Plan, где четко расписана и разбита по группам ориентировочная потребность страны в иммигрантах. Весь иммиграционный план разбит на три группы: экономические мигранты (включает шесть подгрупп по уровню квалификации) — почти 60% от всего плана, родственники экономических мигрантов (две подгруппы) — 25% плана, другие группы мигрантов (пять подгрупп) — 15% плана. С точки зрения безопасности, стоит обратить внимание на опыт Объединенных Арабских Эмиратов и Катара, где 90% населения являются мигрантами, но при этом данные страны — в рейтинге самых безопасных по версии Crime Index-2020.

— Чем мы можем их заинтересовать?

— Чем-то мы их заинтересуем, чем-то — они нас. Например, вы видели турка или узбека, работающего в офисе? Я не видел. Они все мелкие и средние предприниматели. Они сами могут создать в Украине тысячи рабочих мест, в том числе для украинцев, и тем самым уменьшить темпы выезда украинцев за границу. В целом, если среди коренного населения 2–3% предпринимателей, то среди мигрантов — 10–20%, а среди отдельных национальностей, у которых в крови мелкая торговля, — 50%. Это в первую очередь иммигранты из арабских стран и Юго-Восточной Азии. Причем на своем этническом уровне у них там и поддержка по финансовой и организационной части. Таким образом, благодаря иммигрантам мы получаем новых предпринимателей, финансовые ресурсы, занятость местного населения и так далее. Украина им тоже многое даст: благодаря обширной территории, климату, демократии, близости к ЕС у них открываются огромные возможности для самореализации в нашей стране. Если мы хотим привлечь больше инвесторов, то есть обеспеченных иммигрантов, то нужно предлагать программы класса golden visa programs, citizenship by investments. То есть гражданство в обмен на инвестиции. По этим программам бедные страны ЕС уже привлекли десятки миллиардов евро. Сейчас мы на 44-м месте в рейтинге паспортов. Достаточно высоко. Но нам нужно использовать этот потенциал! Например, Черногория, которая на 47-м месте, запустила ряд таких программ и планирует за два года привлечь более 2 миллиардов долларов.

— Перед началом процесса выдачи гражданства/вида на жительство по одной из таких программ все заявители проходят специальную проверку.

Например, в странах ЕС в рамках борьбы с отмыванием доходов утверждена новая (пятая) версия Директивы, которая значительно ужесточает процесс проведения проверки на благонадежность и происхождение средств всеми субъектами, которые вовлечены в оказание финансовых, юридических и консультационных услуг на территории ЕС с целью получения и обработки финансовых средств. Важное нововведение в Директиве — все субъекты, оказывающие различного рода услуги, теперь будут обязаны квалифицировать граждан, которые осуществляют инвестиции для получения гражданства в странах ЕС, как высокорискованных и применять к ним максимальный уровень проверки на благонадежность. Это значит, что придется максимально раскрыть и подтвердить документально свою личность, свой бизнес, источники дохода и всю основную собственность. При этом составляется максимально детальный портрет клиента (KYC), позволяющий установить легальность источников происхождения средств, которые планируется инвестировать. Эту Директиву страны ЕС предполагали внедрить в январе 2020 года.

Я думаю, что Украина подобную проверку будет проводить. Во всяком случае, мы видим очень жесткие методы проверки НБУ при докапитализации банков их акционерами. Если докапитализация проходит не за счет реинвестированного дохода, акционеры банка должны предоставить очень подробные данные о происхождении средств.

— Где взять рабочие места и где вы видите их создание?

— Сейчас много об этом говорится, ведь после пандемии нужно оживлять экономику. Но в рыночной экономике органам власти несвойственно создавать рабочие места, их задача, с одной стороны, — стимулировать бизнес к созданию рабочих мест. Это могут делать действующие предприятия, но здесь дилемма: в эпоху четвертой промышленной революции все стремятся автоматизировать свое производство и продажи. Активизация онлайн-технологий в период карантина может усилить эти процессы. Искусственный интеллект, чат-боты, готовые бизнес-решения, аутсорсинг вспомогательных функций будут продолжать перебирать на себя функции человека. С другой стороны, властям нужно стимулировать появление новых предпринимателей, новых типов бизнесов, — вот они как раз и будут создавать новые рабочие места. Здесь вернувшиеся украинские мигранты, а также привлеченные иммигранты могут существенно улучшить ситуацию с их созданием. Нужно создавать и развивать целевые программы, направленные на стимулирование появления новых предпринимателей среди этой группы населения. С точки зрения отраслей, где можно масштабировать создание рабочих мест, это — ЖКХ и инфраструктура. С одной стороны, это самые недоинвестированные отрасли в стране (объем обновления основных средств составляет всего 8–10%), а с другой — государство и муниципалитеты (в том числе через государственные и коммунальные компании) до сих пор осуществляют более 70% всех инвестиций (то есть страдают и количество, и качество этих инвестиций). Новый Закон Украины "О концессии" позволяет эти инфраструктурные активы передавать в концессию на 15–30 лет и более. При этом концессиодатель (государство, муниципалитет) прописывает условия по объемам инвестиций, грузо- или пассажиропотоку, которые концессионер (инвестор) должен обеспечить за этот период, а также платит ежегодные концессионные платежи. Концессии через каскадный эффект создают спрос и рабочие места в строительстве, промышленности, логистике. При этом государство остается конечным собственником развитой инфраструктуры, по окончании срока концессии объект переходит назад в собственность государства.