Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


26.04.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

ДРЕВНЯЯ И ТАИНСТВЕННАЯ ХАЗАРИЯ

15:55 10-05-2015


 


http://www.vestnik.com/issues/2001/0717/images/khazcas1.jpg

Остаток белокаменной стены крепости, построенной в IX в. на границе Хазарского каганата с вятичским племенным союзом (верхний Дон).

 

Итиль горел. Горела столица могучего Хазарского царства, уже четыре столетия повелевавшая многими народами, жившими на огромной территории от Крыма до Урала. Над дворцом правителя царства - кагана клубами поднимался черный дым, сворачиваясь кольцами и уплывая в облака. Там, где стояли дворы вельмож-придворных и военачальников, хозяйничало пламя, пожирая то, что не успели унести победители. Вовсю горели также дома купцов и многочисленных ремесленников, живших в этом старинном и богатом городе. Собственно, города больше не было. Деревянные стены крепости, которые сожрало пламя, просели и провалились в глубокий ров, обнажив внутренние городские постройки, от которых теперь тоже мало что осталось.

За гибелью города с разными чувствами наблюдали две большие группы людей. С торжеством и радостью следили за ней многочисленные дружинники Великого князя Киевского Святослава - внука варяжского ярла Рюрика, подчинившего себе славян и ставшего их князем. Со страхом, смешанным со злостью и болью, смотрели на гибель родного города его жители, ставшие пленниками Святослава. Большинство пленных составляли голубоглазые блондины с чуть раскосыми глазами. Это были хазары-тюрки - прислужники и ремесленные подмастерья. Значительно меньше было черноволосых людей с печальными темными глазами. Это были хазарские евреи - купцы, ремесленники и священнослужители. Воинов в толпе пленных не было: они все погибли при защите города, а тех, кто пытался сдаться, дружинники Святослава убивали на месте.

Со страхом и огромной душевной болью смотрели евреи - люди Книги, как в огне гибнут многочисленные рукописи Торы, изготовленные искусными переписчиками с любовью и почтением к ней; гибнут хроники, манускрипты и договоры с другими государствами, архивы переписки с еврейскими общинами и учеными из других стран. Однако, наблюдая за этим страшным пожарищем, жители Итиля даже не могли себе представить, что в великом пожаре столицы Хазарии по существу гибнет и история их страны, гибнет сама память о них и их предках. Почему же пала столица могучего государства? А произошло вот что. В 965 году правитель государства - каган Иосиф увел большую часть своих войск в поход на Волжскую Булгарию. Этим воспользовался киевский князь Святослав и напал на каганат. Святослав прославился тем, что он воевал, "хода мягко, как барс", то есть делал необыкновенно быстрые переходы. Идя в поход, он не брал с собой ни обоза, ни даже походных котлов, потому что его войско мясо в походе не варило, а пекло на кострах конину или мясо убитых по пути диких зверей. У войска Святослава не было и походных шатров. Все, включая самого князя, спали на конских потниках, подложив под голову седло. Это войско было в то же время и очень многочисленным. Летописцы пишут, что под рукой Святослава были не только воины из подвластных Киеву славянских племен. В нем было и много удальцов со всего света, которые, как обыкновенно в те времена водилось, прослышав о храбром и удачливом полководце, стекались к нему отовсюду за добычей и славой.http://www.vestnik.com/issues/2001/0717/images/kgnmotif.gif

Одно из самых крупных славянских племен - вятичи - было в союзе с каганатом. Князь вятичей участвовал в походах под рукой хазарских военачальникив и платил дань кагану. Пошли воины-вятичи с каганом Иосифом и в поход на Волжскую Булгарию. Молниеносным ударом Святослав захватил столицу вятичей Белую Вежу и двинулся на Итиль. Никто уже много-много лет не осмеливался нападать на столицу каганата и, уйдя в поход, каган Иосиф почти не оставил войск для ее прикрытия. Неожиданность и быстрота нападения Святослава также сыграли свою роль: город не успел подготовиться к обороне и пал.

Из-за того что подлинных хазарских манускриптов почти не сохранилось (они сгорели в пожаре Итиля), историю страны приходилось позже реконструировать по источникам, в основном, враждебно настроенным к Хазарии. Это византийские хроники и русские летописи. Сохранились также записки некоторых арабских и еврейских путешественников, побывавших в Хазарии. Много дали и работы археологов. Особенно активны были археологические изыскания в последней четверти XX века. Хотя Византия постоянно, как и Киевская Русь, воевала с Хазарией, тем не менее, наиболее полным и, по-видимому, объективным источником по истории Хазарии являются "Хроники", написанные в конце Х века византийским императором Константином VII Порфирородным. Это был довольно слабый правитель, доверивший все дела по управлению империей своей жене императрице Елене, но способный и вдумчивый ученый-историк и государствовед, старавшийся в своих "Хрониках" быть объективным и к врагам империи.

Его работы, а также работы византийского хрониста VIII века Феодосия, труды отца армянской историографии Моисея Хоренского, записки арабских путешественников в Хазарию Ибн аль Фагида и Джабара Ибн Мухаммеда позволяют в совокупности с результатами работ археологических экспедиций реконструировать, хотя и далеко не в полном объеме, историю Хазарского царства.

Согласно Моисею Хоренскому, евреи, бежавшие от римлян после своего поражения в Иудейской войне, постранствовав, оказались в Дагестане и частично в Армении. В 737 году жившие в Дагестане евреи подверглись страшным гонениям со стороны арабского полководца Абу-Муслима, что заставило их устремиться на северо-восток в междуречье Дона и Волги. Данные Моисея Хоренского подтверждаются и современной археологией. Так, в найденных на Дону повозках были обнаружены надписи "Израиль" на иврите. В 1999 году одна из таких повозок с многочисленными надписями на иврите была реконструирована в мастерских петербургского Эрмитажа. Она датируется учеными Эрмитажа 740 годом, что совпадает с данными Моисея Хоренского.

Почти одновременно с беженцами с Кавказа в то же междуречье Дона и Волги устремляется и поток евреев, изгоняемых императором Романусом из Византии. В могильниках VIII века на Дону археологи нашли меноры и другие еврейские символы вперемешку с византийскими монетами и ювелирными изделиями византийской работы. Об этих изгнанниках из Византии сообщает хронист Феодосий-Византиец.

Переселенцы-евреи встретились на новом месте с многочисленными тюркскими племенами кочевников-хазар и подчинили их себе. В те времена это было делом обычным. Так, через сто лет после того, как возник Хазарский каганат, предводитель варяжской дружины Рюрик захватил власть над Новгородом. Его преемник Олег овладел в 882 году Киевом, предательски убив во время совместного пиршества киевских князей Аскольда и Дира. В XI веке норманны (те же варяги) во главе с Вильгельмом Завоевателем захватили власть над Англией.

http://www.vestnik.com/issues/2001/0717/images/map9.jpg

Карта Хазарского каганата.

 

Варяжско-норманские завоеватели, однако, отличались от евреев, установивших свою власть над хазарами - язычниками в одном отношении: они быстро пошли на ассимиляцию с покоренным народом. Варяги, пришедшие к славянам, были язычниками и их верховный бог - Один не так уж сильно отличался от верховного бога славян Перуна. Поэтому через одно-два поколения варяги признали Перуна своим божеством. Тем более что, не имея на Руси своих женщин, они к тому времени были уже сыновьями и внуками славянок. Аналогично обстояло дело и в Англии, где католики-норманны быстро переженились с англо-саксами, составлявшими абсолютное большинство населения.

Совершенно иначе сложились отношения между евреями и тюрками-хазарами. Люди Книги и, стало быть, сплошной грамотности, верившие в Единого Творца, не могли, да и не хотели разделить свою религию, объединявшую их в одну этническую общность, с дикими ордами кочевников-хазар. В результате правители каганата-евреи пошли на создание сложного по своей структуре многоэтнического и полирелигиозного государства.

Его верхушка во главе с каганом-евреем состояла из евреев-чиновников и богатых купцов, державших в своих руках всю торговлю с другими странами. Еврейской была также верхушка ремесленников-ювелиров, оружейников и меховщиков. Личная гвардия кагана состояла из пяти тысяч отборных еврейских юношей. Многотысячное же регулярное войско каганата формировалось из наемников-мусульман, преимущественно арабов и персов. Воины этих формирований - аль-арсии, как их называли, не имели местных корней. Они жили в особых военных городках под началом своих командиров. Те из них, кто сумел отслужить 20 лет и остаться живым, получали богатое вознаграждение и могли жить в Итиле или в другом крупном городе каганата Семендере. В аль-арсии могли поступить лишь мусульмане-сунниты. Сторонников другого крупного религиозного направления в исламе - шиитов - в аль-арсии не брали во избежание религиозных столкновений.

Продолжавшие жить кочевой жизнью хазары возглавлялись своей родо-племенной верхушкой - ханами. Ханы должны были выплачивать дань кагану за свое племя и поставлять для походов вспомогательные войска из расчета один воин на десять членов племени мужского пола. Ханы крупных племен привыкли окружать себя роскошью, обирая своих соплеменников - "кара-хазар" - "черную кость". Со временем их мечтой становится проникнуть в среду евреев - правителей государства. Однако евреи прозелитизм не поощряли, и только лишь в Х веке отдельные представители ханской верхушки смогли принять иудаизм. Это подтверждается археологическими данными. В родовых могильниках тюрков-хазар, датируемых Х веком, наряду с языческими захоронениями археологи находят могилы с еврейскими именами и еврейской символикой (семисвечник, шофар, звезда Давида). Иногда на таких могилах указывается и прежнее языческое имя и дается также родо-племенная символика. Побывавший в Х веке в Хазарии персидский купец и путешественник Джабар Ибн Мухаммед отмечает в своих записках, что "это произошло по их доброй воле и является большой честью для них". Хотя, отмечает Ибн Мухаммед, принятие иудаизма и сопряжено для новообращенных с тяжелыми религиозными обязанностями: соблюдение субботы, частое умывание, запрет на употребление в пищу некоторых животных, запрет на многоженство и т.д.

Хазарский каганат, расширяя свои владения, постоянно воевал с Византией, Киевским княжеством, Волжской Булгарией и государством бургасов, обитавших в районе от современной Сызрани до Волгограда. Под влиянием каганата в пору его расцвета в конце IX и в первой половине Х века находились и Крым, и Алтай. Персидский купец Ибн аль Фагид, пытавшийся в Х веке организовать скупку мехов на Алтае, в своих записках отмечает, что большинство алтайских князьков платит дань кагану и многие из них мечтают принять иудаизм. Даже до Венгрии простиралось в Х веке влияние Хазарского каганата. Правитель Венгрии в 955-970 гг. Таксони приглашает к своему двору медиков и ученых людей из Хазарии. На юге Венгрии в могильнике Х века было найдено 13 писем на иврите из Хазарского каганата.

Рост политического влияния Хазарского каганата в Х веке сопровождался укреплением и его культурных связей. Каганат направляет еврейскую молодежь для обучения в учебных заведениях Испании и Северной Африки. Одновременно организуется обучение молодежи из еврейских общин разных стран и в столице каганата Итиле. Археолог Норманн Голд из Чикагского университета в 1962 году нашел в могильнике Х века в низовьях Волги рекомендательное письмо киевской общины евреев к своим собратьям в каганат о направлении на учебу в Итиль Якова бар Ханнукена.

Расцвет каганата в Х веке был под корень пресечен в результате разгрома войсками киевского князя Святослава его главных городов Итиля и Семендера - основных мест проживания хазарских евреев. Пленных евреев частью перебили, частью продали в рабство, а искусных ремесленников Святослав вывез на Русь и поселил в Киеве и других славянских городах. Вернувшиеся с победой и богатой добычей из своего похода в Волжскую Булгарию войско кагана Иосифа увидело мертвые города и множество убитых родных и близких.

Самое же страшное было в том, что пять тысяч еврейских юношей - личная гвардия кагана - лишились своих жен и невест. Религиозные законы запрещали им брать жен из других народов, и цвет хазарских евреев был обречен на бесплодие. Предпринятые же каганом попытки завоза невест из других стран были неудачны, несмотря на богатые дары, которые посылались в еврейские общины разных стран. Маленькая еврейская община Венгрии послала несколько девушек, из которых не все вынесли тяготы долгого пути. Богатые же и многочисленные еврейские общины Юга Испании не нашли в своей среде желающих покинуть прекрасные и привычные испанские края и отправиться в далекое и опасное путешествие.

После разгрома Итиля и Семендера в 965 году Хазарский каганат, лишенный как бы своего станового хребта, быстро стал разрушаться. Правда, когда Великий князь Киевский Владимир в 988 году принял решение отказаться от языческого многобожия, к нему были направлены от каганата два раввина. Летописец свидетельствует, что после некоторых размышлений Владимир сделал свой выбор в пользу христианства, решив ориентироваться на находившуюся в зените своего могущества Византию, а не приходивший в упадок Хазарский каганат. С XI века следы каганата в истории полностью теряются, и он бесследно исчезает.

Интерес к истории Хазарии между тем не только не угасает, а, наоборот, во второй половине XX века резко возрастает. Неожиданно появилась теория, что якобы все евреи Восточной Европы - это потомки хазар.

Впервые эту точку зрения высказал английский писатель, венгр по происхождению, Артур Кестлер. Склонный к парадоксам в своей жизни и в творчестве, Кестлер, проделавший, кстати, путь от рьяного сталиниста до антикоммуниста, написал книгу "The Thirteenth Tribe: The Khazar Empire and Its Heritage" (в русском переводе "Тринадцатое колено"). Название "Тринадцатое колено" (или племя) исходит из мысли автора, что подлинные двенадцать еврейских колен дополнились еще одним - хазарским. Причем последнее Кестлер считает этнически не связанным с евреями.

С присущей ему страстностью Кестлер, хорошо знакомый тем, кто читал его книгу "Слепящая тьма" ("Darkness at Noon"), пытается доказать, что миллионы ашкеназийских евреев, живших сотни лет в Восточной и Центральной Европе, - это потомки хазар. Нелепая парадоксальность идеи о происхождении миллионов евреев от вымерших из-за невозможности продолжить свой род кучки хазарских евреев или от крошечных групп евреев-ремесленников из Хазарии, оставшихся в живых после разгрома Итиля, казалась бы очевидной.

Никто сегодня, через много лет после смерти Артура Кестлера, не может сказать с полной достоверностью, что подвигло этого, насквозь политизированного человека, горячо переживавшего современные ему события, выдвинуть свою версию о генезисе евреев Восточной Европы. Книга Кестлера вышла в 1942 году.

Возможно, именно в силу своей парадоксальности идея Кестлера была подхвачена некоторыми авторами. В бывшем СССР, например, ее разделили писатель и тюрковед-любитель Морис Семашко, живущий в Казахстане, а также московский журналист Александр Гордон. В США в поддержку этой же идеи в 2000 году выступил Кевин Брук в своей работе "Are Russian Jews Descended From the Khazars?" ("Происходят ли русские евреи от хазар?").

Нелепость идеи Кестлера и его последователей, по-моему, столь очевидна, что даже не нуждается в опровержении. Тем не менее, эту идею с большой охотой поддержали антисемиты разных мастей. Особенно энергично за нее ухватились в наши дни арабские пропагандисты. Мысль, что евреи-ашкенази вроде бы даже не евреи, а не поймешь кто, пришлась им по вкусу. Ведь евреи из Восточной и Центральной Европы составляют большинство в Израиле. Если ашкенази - это потомки тюрков- хазар, а не евреев - исконных жителей Палестины, то и нет у них права на "Землю Обетованную". А вот у арабов такие права есть. Арабские пропагандисты доказывают, что все древние жители Палестины - ханааняне, филистимляне и амореи - были арабами. Евреи правили страной, как пришельцы-завоеватели, в течение восьмидесяти лет, а затем они были поглощены арабской нацией. Стало быть - долой евреев "из Палестины"!

Так история древнего государства Хазарии стала еще одним козырем в идеологической и информационной войне против Израиля. Так круто переплелись история раннего Средневековья и история новейшего времени.