Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


26.04.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Свои интересы. Зачем Меркель и Макрон приглашали Путина на саммит ЕС и почему их никто не поддержал (https://focus.ua/)

09:49 01-07-2021


Редакционная строка

30.06.2021

Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон в масках

Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон имеют "свои виды" на российского лидера

 

 

Канцлер Германии Ангела Меркель предложила пригласить президента России Владимира Путина на саммит Евросоюза. Президент Франции Эмманюэль Макрон ее поддержал, а большинство лидеров ЕС предложение отвергло. Почему? И как еще можно найти общий язык с Россией?

Один из читателей "Украинской правды" прокомментировал: "Встретившись в Тегеране, Черчилль, Рузвельт и Сталин совершили грубую ошибку, не пригласив Гитлера в качестве почетного гостя". Слова едкие, но ситуация сложнее, чем предложенная параллель. Жак Шустер, объясняя логику Меркель в Die Welt – газете консервативного направления, по словам одного из ее экс-редакторов, "лояльной к власти и законопослушной", — зашел сразу с двух козырных тузов

Сталин Рузвельт и Черчилль в Тегеране 1943 год, архивное фото, ретро фото
Тегеранская конференция — первая за годы Второй мировой войны конференция "большой тройки" — Иосифа Сталина (СССР), Франклина Рузвельта (США), Уинстона Черчилля (Великобритания)
Фото: Архивное фото

"Доктрина Армеля" great again 

Первый туз – Уинстон Черчилль. Британский премьер, как известно, был яростным противником политики умиротворения, которую демонстрировал его предшественник Невилл Чемберлен по отношению к Гитлеру. Однако, выступая в 1950 году в Палате общин во время войны в Корее, Черчилль сказал: "Сама по себе политика умиротворения может быть плохой или хорошей — все зависит от обстоятельств. Политика умиротворения, к которой правительство вынудили слабость и страх, и бесполезна, и разрушительна. Политика умиротворения, которую проводит сознающее свою силу правительство, великодушна и величественна. Возможно, в таком случае это наиболее безопасная политика, и, кто знает, может быть только таким путем можно достичь мира во всем мире?" 

Вторая фигура – министр иностранных дел Бельгии Пьер Армель. В 1967 году он представил своим партнерам по НАТО доклад, который оказал решающее влияние на дальнейший ход холодной войны. "Доктрина Армеля" сводилась к тем же принципам, которые озвучила фрау Меркель на саммите НАТО, за несколько дней до "бури в стакане": сдерживание и готовность к диалогу. Москве следовало всякий раз давать понять, что Запад готов к переговорам. Но вестись они должны исключительно с позиции силы. В сегодняшних обстоятельствах госпожа канцлер предлагает применять модель, родившуюся более полувека назад, в отношении Москвы и Пекина. 

Владимир Путин и Сергей Шойгу возле глобуса

Сегодня Россия видит себя крупной евразийской державой, которая действует в системе многополярного миропорядка, основанного на силе
Фото: GettyImages

Тот факт, что о "доктрине Армеля" вспомнили – хоть и с более жесткими акцентами — в еще одном немецком издании, Die Zeit, причем сделал это Ханс-Дитер Хойманн, экс-дипломат и бывший руководитель Федеральной академии политики безопасности в Берлине, говорит о формирующейся, а возможно – об уже сформировавшейся, внешнеполитической тенденции в Германии. Связка "сдерживание и диалог" как-то очень удачно упраздняет другую – "цели и ценности", которая уже давно в ходу на просторах ЕС. Никаких противоречий она, конечно, не снимает, но позволяет думать о предлагаемом подходе и в духе отсылки к авторитету, и в духе некой новизны.

И то, и другое представляется важным, хотя бы потому, что прежние подходы касательно Путина потерпели фиаско.

"Новая европейская политика в отношении России начинается с констатации того, что прежние концепции потерпели крах, — пишет Хойманн. — "Изменение через сближение" (Эгон Бар) не работает с Россией. Страна также не хочет быть просто частью "общеевропейского миропорядка", как это все еще предусматривает Парижская хартия 1990 года. Сегодня Россия видит себя крупной евразийской державой, которая действует в системе многополярного миропорядка, основанного на силе, а не "мультилатерального порядка, основанного на правилах", который отстаивает Европа". 

При этом сомнений в том, что сам по себе диалог в формате 27+1 принес бы хоть какой-то осязаемый успех, нет, кажется, даже у тех, кто считает, что "в консерватории что-то не так" и надо бы подправить.

Жак Шустер пишет, что "саммит с Путиным, безусловно, не принес бы мира, Крым остался бы незаконно оккупированным, Украине так и пришлось бы бороться за свое существование, а Навальный по-прежнему сидел бы в ГУЛАГе. Тем не менее, было бы целесообразным открыть каналы связи и не допустить разрыва контактов с Москвой". И тут же берет за образец президента США: "Джо Байден выступил здесь примером. Видимо, у него стратегическое мышление более выражено, чем у ЕС".

Возможно, это третий туз, извлеченный из рукава "главного комментатора" Die Welt. 

Берлин и Париж давно пытаются демонстрировать то, что в Der Spiegel назвали "двухколонным подходом" — и это не новость. Главный вопрос: почему именно сейчас мы наблюдаем очередной всплеск? Почему это стало неожиданным сюрпризом для коллег Меркель и Макрона по Евросоюзу? Один из дипломатов ЕС заявил Financial Times — изданию, которое первым обнародовало предложение двух лидеров, — что инициатива вызвала критику, поскольку была озвучена "в последний момент" — накануне саммита лидеров Евросоюза 24-25 июня. Причин такого блицкрига несколько, хотя они и вертятся, что называется, вокруг одной оси. 

Фактор фрау Меркель

Уход госпожи канцлера со своего поста, который она занимает с ноября 2005 года, обсуждается в европейских СМИ по-разному. The Guardian, например, ностальгически вспоминает, что на своем первом саммите ЕС Меркель видела Тони Блэра и Жака Ширака. А еще о том, что она славится выносливостью и делает перерыв, когда захочет. В 2016 году, когда переговоры по соглашению об особом статусе Великобритании затянулись на несколько часов, Меркель бросилась в местный буфет за чипсами с острым соусом из андалозы. Но самое главное – ее приоритетом всегда было сохранение единства ЕС. В 2015-м она отстранила своего министра финансов, который "играл" с выходом Греции из еврозоны. После 17-часового саммита Греция осталась. Это лишь один эпизод, характеризующий Меркель как "скрепу" Евросоюза. Этакую Афину Палладу Старого Света. Когда она начинает выступать в Европейском совете, лидеры "убирают свои айфоны", говорит премьер-министр Нидерландов Марк Рютте: "Ручки отложены. И мы ее слушаем".

Швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung опубликовала статью с характерным заголовком "Вечный кризис-менеджер Европы покидает арену". Там приводится мнение нидерландского философа и историка Луука ван Мидделара, который в течение многих лет наблюдал за канцлером в Брюсселе. Он убежден, что на протяжении всего своего пребывания на посту Меркель играла ключевую роль в сохранении единства ЕС, тщательно согласовывая интересы Германии с интересами Европы. Поэтому, пишет издание, он не считает зацикленность на личности Меркель преувеличенной и говорит: "Я не вижу никого, кто сможет так быстро занять ее место". И, по-видимому, неслучайно, что несколько лет назад британская Daily Telegraph присвоила фрау Меркель титул "королевы Европы"

Хватает, впрочем, и тех, кто отказывается причислять действующего канцлера к лику святых. Александр Граф Ламбсдорфф, немецкий эксперт по внешней политике и депутат Бундестага, полагает, что 16 лет правления Меркель не были "золотым веком" для ЕС. Скорее наоборот: mutti ("мамочка" — одно из прозвищ лидера ФРГ) наломала много дров своей нерешительной политикой во время финансового кризиса и своим единоличным подходом к миграционной политике.

"Сегодня ЕС расколот как никогда, а правые популисты теперь сидят в парламенте и здесь, в Германии", — говорит Ламбсдорфф. Одна из главных его претензий к Меркель – ей не хватало политического компаса, и она так и не разработала концепцию для Европы будущего.  

Возможно, "экспромт" Меркель по поводу круглого стола "ЕС – Путин" как раз и связан с тем, что на закате своей карьеры глава самого могущественного государства Европы попыталась обрисовать контуры этого будущего при помощи лекала Армеля. По сути, это ведь последний для нее саммит ЕС, а отсюда – последний шанс. Но это, похоже, не исчерпывающее объяснение. Есть еще внутриполитическая составляющая продемонстрированной спешки. 

Владимир Путин Ангела Меркель Эмманюэль Макрон
Возможно, "экспромт" Меркель по поводу круглого стола "ЕС – Путин" связан с закатом ее карьеры
Фото: GettyImages.com

Уроборос политики mutti

За два дня до инициативы Меркель депутат бундестага от фракции "Левые" Севим Дагделен в своей статье в nd.DerTag, бывшей Neues Deutschland – "социалистической ежедневной газете", ориентированной на аудиторию читателей восточной Германии, — заявила о том, что Германия путем наращивания оборонных расходов готовится к войне с Россией. Автор говорит о том, что федеральное правительство стремится в течение нескольких лети раздуть оборонный бюджет до €85 млрд, обогнать Россию с ее €54 млрд, и "стать самой крупной военной державой на континенте по этому показателю". Упрекает правительство за "постоянное немецкое присутствие в рамках контингента НАТО в странах Балтии, на западной границе России". Видит зловещий умысел в том, что "на учениях "Защитник Европы — 2021" (Defender 2021) отрабатывалась быстрая переброска войск на восток. В этих маневрах участвовали и американские бомбардировщики". А в конце, после слов о "войне на уничтожение против Советского Союза", делает вывод: "Дружба с Россией и с другими бывшими советскими республиками должна стать главным принципом немецкой политики".

Высказывание прозвучало вовремя – в канун 80-й годовщины нападения Третьего Рейха на Советский Союз. И слило воедино стразу две темы, волнующие немецкое, а отчасти и все западное общество.

Первая – потенциальная война с Россией. Посол Германии в Украине Анка Фельдгузен, комментируя перспективы членства Украины в НАТО, сказала в интервью ZN.ua, что у Альянса всегда были проблемы со странами, где идет война. Из-за пятой статьи Вашингтонского договора, гласящей: в случае нападения на одного из членов Блока все его участники становятся на защиту. Но такой поворот может означать прямую войну с Россией. А этого, по словам Фельдгузен, боятся все. И Германия не является исключением. Формула клинических российских "патриотов" "Можем повторить" здесь, вероятно, еще в большей степени приобретает оттенок библейского "мене, текел, фарес". Как же можно говорить о realpolitik, когда такое вот нависает над головой добропорядочных бюргеров? Тут как раз самое время посоревноваться в миротворчестве, направленном в сторону Кремля. 

Вторая тема — "вина немцев" за содеянное во время Второй мировой войны, особенно в их "восточном походе". Это вызывает в ФРГ широкую и громкую дискуссию. Сама госпожа канцлер по этому поводу высказывается покаянно: "Мы испытываем глубокую благодарность к этим людям за то, что они протянули нам руку для примирения. То, что они оказались к этому готовы, граничит с чудом, если вспомнить все то зло, которое немцы им причинили".

Слова словами, но в сложившейся ситуации от Меркель требуется действие. Оно необходимо еще и потому, что уроженка восточных земель, она, как политик, так и не смогла завоевать в полной мере популярность у восточных немцев. На носу же – осенние выборы. И хотя воскресный опрос Bild am Sonntag в целом фиксирует уверенное лидерство ХДС с 28% поддержки, это не означает, что победа у них уже в кармане, а тем более не означает, что они добьются ее на проблемном востоке. Особенно с учетом того, что партия Меркель в своей предвыборной программе призвала ЕС и НАТО ужесточить позицию в отношении России. Консерваторы обвиняют Москву в "открытых угрозах" странам Альянса, кибератаках, дезинформации и пропаганде, выступая за усиление "независимости восточных партнеров по ЕС" и "восстановление европейского миропорядка, который был подорван противоправной аннексией Крыма Россией". Да, так же, как и mutti, они говорят о диалоге и сотрудничестве с РФ. Но для них это возможно лишь в тех областях, где «имеются общие интересы" — например, в экономике и защите окружающей среды. Их позиция имеет скорее общую прагматику, декларируемую ЕС, чем прагматику самой Меркель.

К этому бэкграунду добавляется статистика. По данным опроса социологического института Forsa, выполненного в начале мая по заказу Восточного комитета немецкой экономики и компании Wintershall Dea, 62% немцев выступают за активизацию отношений между ЕС и Россией — прежде всего, в экономике вообще и в энергетическом секторе в частности. При этом 75% отвергают дополнительные американские санкции против "Северного потока – 2", и лишь 17% считают, что проект следует остановить.