Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


25.04.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Границы раздора. Украинские земли, которые Россия не подарила Украине 1-я часть (http://argumentua.com/)

10:16 03-12-2021

Поговорим о землях на постсоветском пространстве, на которых проживали и проживают украинцы, оказавшиеся за пределами нынешнего Украинского государства.


Редакционная строка

02.12.2021

Фото:

Поговорим о землях на постсоветском пространстве, на которых проживали и проживают украинцы, оказавшиеся за пределами нынешнего Украинского государства.

Президент России Владимир Путин не раз заявлял, что образовавшиеся после распада Советского Союза государства «забрали» российские территории и вообще они не входили в состав СССР границах, имеющихся сейчас. Подобные сентенции можно услышать из уст и других представителей правящей русской верхушки. Тем самым они пытаются оправдать свои агрессивные действия на постсоветском пространстве, в частности, в отношении Украины, отмечает газета  День..

Но так ли это? И не забрала ли нынешняя Россия себе земли, заселенные украинцами? Да и не было ли так, что во времена Советского Союза тогдашнее руководство раздавало украинские территории другим союзным республикам?.. И что эти территории подверглись значительной русификации.

Есть авторы за пределами Украины, которые пишут об украинской жизни в России, Беларуси, Молдове, в целом на постсоветском пространстве. Действительно, и во времена царской России, и во времена Советского Союза многие украинцы оказались за пределами своих древних земель. Они даже и Москву, и Петербург строили. Неудивительно, что в этих российских столицах была и существует большая украинская диаспора.

Но не будем о диаспоре. Поговорим о землях на постсоветском пространстве, на которых проживали и проживают украинцы, оказавшиеся за пределами нынешнего Украинского государства.

 

ПЕЧАТЬ СТАРОДУБСКОГО МАГИСТРАТА ВРЕМЯ ГЕТМАНЩИНЫ (1696 ГОД)

 

КАЗАЦКАЯ СТАРОДУБЩИНА

Несмотря на то, что к России отошло немало украинских этнических территорий, одна из них имеет особое значение для нас. Это - Стародубщина, которая в настоящее время является частью Брянской области России и занимает в ее составе 12 районов из 27. Это - Гордеевский, Злынковский, Климовский, Клинцевский, Красногорский, Мглинский, Новозыбковский, Погарский, Почипский, Стародубский, Суражский и Унецкий. Их общая площадь составляет 14 762 квадратных километра (более 40 процентов от общей территории области).

На эту тему: Украинская Стародубщина, которая сейчас в составе России. Край казацкого летописания

Не будем обращаться к древней истории края. Стародубщина была в составе Руси, существовала и как удельное княжество, подчинялась золотоордынским ханам, входила в Великое княжество Литовское и Московии. В 1618 г. по условиям Деулинского перемирия с Москвой эта земля стала частью Речи Посполитой. Стародуб в 1620 г. получил Магдебургское право. Во время восстания под руководством Богдана Хмельницкого украинские казаки заняли Стародубщину. С 1663 года здесь существовал Стародубский казачий полк.

Попав после Переяславской рады в состав Московии, а затем Российской империи, Стародубщина оставалась одним из значительных центров украинской жизни.

Именно на Стародубщине зародилось и развилось украинское казацкое летописание, которое сыграло немалую роль в становлении нового украинского национального сознания. Одна из первых летописей, где нашла отражение идеология казацкой старшины, была Летопись Самовидца.

Об авторе этого произведения можем сказать следующее: анализ текста позволяет утверждать, что он во время восстания Богдана Хмельницкого оказался на стороне казаков, был приближен к гетманскому правительству, стал свидетелем разнообразных событий второй половины XVII века, связанных с деятельностью казацких гетманов.

В 1676—1702 годах Самовидец оказывается на Левобережье и начинает описывать события, происходившие в этом регионе. Похоже, тогда он жил в Стародубе, поскольку часто говорит о событиях в этом городе, в том числе о сугубо местном характере. Можно предположить, что именно в Стародубе и была написана основная часть Летописи Самовидца.

В украинской историографии распространилось мнение, что автором указанного произведения был выходец из мелкошляхетской семьи Роман Ракушка-Романовский. Такую версию предложили Николай Петровский и Михаил Грушевский. Потому она нашла заметную поддержку.

О самом Ракушке-Романовском известно, что он принадлежал к образованным людям, занимал высокие должности в гетманском правительстве, а в 1676 году стал духовным лицом и поселился в Стародубе, где, вероятно, завершил Летопись Самовидца. Здесь он получил приход, завел хозяйство и прожил до самой смерти в 1703 году. Примечательно, что в Летописи Самовидца есть обращение к церковным вопросам, особенно во второй части.

Летопись занимает описание событий со времен восстания под руководством Богдана Хмельницкого до 1702 года. Его справедливо считают одним из лучших произведений украинского казацкого летописания, который стал своеобразным бестселлером для более поздних казацких летописцев, украинских историков и писателей. Она, распространяемая в многочисленных списках, была важным источником для летописей Григория Грабянки и Самойла Величко, «Краткого описания Малороссии», на основе которого были составлены компилятивные труды по истории Украины Якова Лизогуба, Василия Рубана и Александра Ригельмана.

В 1846 году Летопись Самовидца опубликовали, и она приобрела еще большую популярность. Широко использовали его украинские историки ХІХ – ХХ веков – Михаил Костомаров, Орест Левицкий, Дмитрий Яворницкий, Дмитрий Багалий, Иван Крипьякевич и другие. Большое внимание этому памятнику уделил Пантелеймон Кулиш - его он использовал не только в исторических трудах, но и в художественно-литературных произведениях. Обращались к Летописи Самовидца Тарас Шевченко, Иван Нечуй-Левицкий, Михаил Старицкий, Зинаида Тулуб, Александр Довженко, Василий Стус и другие.

Известной поэтической достопримечательностью, созданной на основе казацкого летописания, стала поэма Семена Дивовича (Дивовича) «Разговор Великороссии с Малороссией 1762 года». Ее автор происходил из древнего казацкого рода, осевшего на Стародубщине. Получил хорошее образование – учился сначала в Киево-Могилянской академии, а затем в Петербурге. Работал переводчиком в Генеральной военной канцелярии в Глухове и архивариусом Малороссийского генерального архива во времена гетманства Кирилла Разумовского.

Упомянутое произведение представлено как поэтический диалог между Великороссией и Малороссией, собственно Украиной: преимущественно Великороссия задает вопросы. Она не очень знакома с историей Малороссии. Малороссия, напротив, много говорит, пытается проинформировать свою собеседницу.

Семен Девич преимущественно акцентирует внимание на героических страницах прошлого Малороссии, которая выступает как автономная земля, сама себе выбирающая покровителя. И хотя Малая Россия перешла в подданство русского царя, но это подданство трактуется не как проявление бессилия. Мол, Малая Россия сделала такое, потому что русский царь является христианским монархом. В поэме говорится о самостоятельности Малой России, о том, что она может обходиться без других, в том числе и без Великороссии. Из произведения следует, что Великая и Малая Россия — две автономные части одного государства, которым правит христианский монарх.

Поэма «Разговор Великороссии с Малороссией 1762 года» была одним из первых произведений, где утверждалась идея украинского автономизма, получившая распространение среди потомков казацкой старшины в конце XVIII — начале XIX веков. "Библией" этого автономизма стало произведение "История русов".

Первое упоминание о нем приходится на 1828 год, когда была найдена рукопись произведения в Стародубском уезде Черниговской губернии. Первоначально «История русов» распространялась в рукописных копиях. А в 1846 году ее опубликовали в Москве на тогдашнем русском языке. В первопечатной книге был указан автор произведения — усопший тогда епископ Георгий Конисский. Сделано это было для того, чтобы придать авторитетность произведению. Однако очень быстро возникли сомнения в авторстве этого лица.

До сегодняшнего дня вопрос авторства «Истории русов» не решен. Назывались разные имена ее вероятных создателей. На основе анализа произведения можем констатировать следующее: автор жил во второй половине XVIII — начале XIX веков; имел хорошее образование; служил в российской армии, воевал с турками, хорошо знал юг Украины; жил на Стародубщине. По крайней мере, в произведении часто говорится о событиях в этом крае. И не зря именно здесь были найдены его первые списки! По крайней мере, можем не сомневаться, что окончательная редакция «Истории русов» появилась на Стародубщине.

Это произведение, опираясь на традиции казацкого летописания, подавало историю Украины как отдельной земли со своими политическими традициями, отличными от российских. Автор «Истории русов», несмотря на лояльность к российским имперским властям, все же негативно оценивает Московию. Он дает тонкую характеристику менталитета правящей элиты этого государства. Указывает на ее жадность, властолюбие и тщеславие. Говорит о непостоянном царственном правлении и уничтожении самих царей. Эта непостоянство, по мнению автора, обуславливается отсутствием устоявшейся религии и добрых обычаев. Все это в конце концов ведет к тому, что войны с Московией неизбежны и бесконечны для всех народов. В конце концов, в произведении можно встретить многие другие антироссийские моменты. По крайней мере, в нем россияне-московиты нередко предстают врагами русов-украинцев.

«История русов» оказала большое влияние на Тараса Шевченко. Некоторые произведения Кобзаря являются своеобразной переинтерпретацией ее сюжетов. Под влиянием "Истории русов" находились также Николай Костомаров и Пантелеймон Кулиш. Использовали ее и другие авторы XIX века, обращались к ней Николай Гоголь и даже Александр Пушкин, отдельные российские писатели и историки.

Во времена советской власти об «Истории русов» фактически «забыли». Зато в 1956 году она вышла в Нью-Йорке в переводе на украинский язык. Также украинский перевод Ивана Драча этой книги появился в 1991 году. Произведение украинские интеллектуалы рассматривали как важный памятник, способствовавший развитию украинского национального сознания. Зато в российской литературе "История русов" трактовалась как "опасное" произведение украинского национализма.

Следует также отметить, что на Стародубщине родились или были связаны с ней многие деятели украинской культуры, украинской общественной и политической жизни. К примеру, родственные корни гетмана Павла Скоропадского - из Стародубщины, а сам он учился в Стародубской гимназии.

«Стародубского происхождения» и Леся Украинка — в этом крае, в городе Мглин, родился ее отец Петр Косач.

Из стародубского казацкого рода были и предки известного исследователя и путешественника Николая Миклухи-Маклая, о чем он сам говорил.

Можно назвать ряд других украинских культурных деятелей, связанных с этим краем.

В 1918 году Стародубщина находилась в составе украинских государственных образований. По условиям Брестского мира в 1918 году она вошла в Украинскую Народную Республику.

Впоследствии Стародубщина была в составе Украинского Государства гетмана Павла Скоропадского.

Однако в конце 1918 этот край заняли большевики, где начали террор против украинцев. По согласию марионеточного украинского «рабоче-крестьянского» правительства Стародубщина отошшла к России. Согласно решению российского большевистского правительства от 25 мая 1919 г., этот край вошел в состав Гомельской губернии, которая, в свою очередь, стала частью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

 Когда же большую часть этой губернии в 1926 году отдали Беларуси, Стародубщина досталась российской Брянской губернии. Советской Украине отдали лишь небольшую часть края — Семеновскую волость. Такое административное положение Стародубщины явилось одним из главных факторов ее русификации.

   Случайно ли российские большевики, продолжившие имперскую политику царской России, забрали у украинцев Стародубщину? В истории ничего просто так не бывает. По крайней мере, этим шагом они отрезали от Украины земли, сыгравшие важную роль в формировании украинского национального сознания.

ВОСТОЧНАЯ СЛОБОЖАНЩИНА — ПРИСВОЕННАЯ РОССИЯНАМИ УКРАИНСКАЯ ЗЕМЛЯ

Еще одним регионом, который сейчас находится в составе России, но так же, как и Стародубщина, сыграл заметную роль в новом украинском нациогенезе, является Восточная Слобожанщина. Также эти территории известны под другими названиями. К примеру, под названием Острогощины — от названия Острожского казацкого полка. Сейчас эти земли находятся в составе четырех областей Российской Федерации — Курской, Белгородской, Воронежской и Ростовской.

Во времена Руси эти территории входили в основном в состав Курского княжества, которое фактически перестало существовать после татарского нашествия Батыя. В целом это нашествие середины XIII в. стало тяжелым ударом для этого региона. Здесь появилось Рыльское удельное княжество, граничившее со степью и подчиняющееся золотоордынским ханам. Проживало здесь славянское население, близкое к славянскому населению других украинских земель. Позже, после распада Золотой Орды, эти земли унаследовала Московия как часть этой бывшей империи кочевников. И все же эти земли были слабо заселены.

Во второй половине XVII в. они становятся местом активной миграции украинцев. Это было связано с восстанием под руководством Богдана Хмельницкого и последующей Руиной. Под влиянием военного лихолетья многие украинцы, в частности из Правобережной Украины, покидали свои дома и переселялись на восток, в т. ч. и на Восточную Слобожанщину, где сохранялась относительно стабильная ситуация. На этих территориях сформировалось несколько казацких полков — Острогожский, Сумский, Ахтырский.

Самый восточный из них был Острогожский, состоявший из семи сотен. Основали его казаки Черниговского и Нежинского полков в 1652 году. Полковым центром стал город Острогожск (другое название — Рыбное). Сейчас Острогожск находится в составе Воронежской области. Первым главой этого полка стал Иван Дзыковский.

В 1670 г. в Московском царстве разразилось казацкое восстание под предводительством Степана Разина (Рази). Последний, насколько можно судить, по линии отца был украинцем. По крайней мере, родился в украинской станице Зимовийской на Дону. Поэтому по-своему закономерно, что Разин нашел существенную поддержку среди украинских казаков. На его стороне выступил и Острогожский полк, возглавляемый упоминавшимся полковником Дзыковским. Московские власти на Восточной Слобожанщине были на время ликвидированы. Однако восстание было подавлено. А мятежный полковник Дзыковский с женой Евдокией и большинством повстанцев попали в плен и были казнены. В последующие годы полковниками были люди, лояльные к московской власти: Герасим Корибут (1671-1680), Иван Сас (1680-1693) и другие.

В XVIII веке полк возглавляли выходцы из рода Тевяшовых, о которых еще будет идти речь. В то время полк был довольно значительным и делился на четырнадцать сотен. Однако после ликвидации российским правительством казацкого самоуправления на Слобожанщине в 1765 г. полк расформировали. На его базе был создан Острогожский гусарский полк.

Что касается Ахтырского казацкого полка, то он сформировался преимущественно выходцами из Правобережной Украины в 1655-1658 годах с центром в городе Ахтырка (сейчас входит в состав Сумской области). Он охватывал территорию как нынешних украинских областей (Сумской, Харьковской и Полтавской), так и находящейся сейчас в составе Российской Федерации Белгородской области. Эта военная формация также просуществовала до ликвидации полкового устройства на Слобожанщине в 1765 г. А на его базе так же был создан гусарский полк.

Сумской полк начал формироваться в 1651 г. выходцами из Правобережной Украины во главе с полковником Герасимом Кондратьевым. Они и основали город Сумы. Полк оформился в конце 1658 г. Охватывал он преимущественно территории, которые сейчас входят в состав Украины. И все же частично его земли распространялись и на территорию современной России. В его состав входил полковой город Суджа. Сейчас это районный центр Курской области. Сумской полк, как и другие слободские казачьи полки, был ликвидирован и превращен в гусарский полк в 1765 г.

Основная часть населения Восточной Слобожанщины осознавала себя казаками-украинцами. Разумеется, они разговаривали на украинском языке, имели свою бытовую культуру, заметно отличавшую их от россиян.

В Восточной Слобожанщине часто бывал известный украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794). Его приятелями были белгородский епископ Иоасаф Миткевич, а также архимандрит Белгородского монастыря Гервасий Якубович. Знал Сковорода и представителей местной светской элиты. Последнему полковнику Острогожского полка Степану Тевяшову он посвятил трактат «Икона Алкивиадская» и перевод диалога Цицерона «О старости». Его сыну Владимиру Тевяшову также посвятил некоторые свои произведения. В частности, трактаты «Кольцо» и «Алфавит, или букварь мира». Следует отметить, что указанные произведения занимают значимое место в философском наследии мыслителя. То есть можем говорить, что Восточная Слобожанщина стала важным местом деятельности зрелого Сковороды.

Бывал на Восточной Слобожанщине и российский поэт-декабрист Кондратий Рылеев (1795-1826). Он женился на Наталье Тевяшовой, которая происходила из семьи острогожских полковников. Пребывание поэта на этой территории «заразило» его Украиной. Ряд его произведений написаны на украинскую тематику. Он с сочувствием и уважением относился к освободительной борьбе украинского народа.

Восточная Слобожанщина дала нам ряд выдающихся деятелей украинской культуры. Прежде всего здесь следует назвать Николая Костомарова (1817-1885). Родился он в селе Юрасовка Острогожского уезда тогдашней Воронежской губернии. Прежде всего известен он как историк, посвятивший немало трудов прошлому Украины. Костомаров принадлежал к организаторам и активным деятелям Кирилло-Мефодиевского братства — фактически первой украинской организации политического характера. Именно у него был найден своеобразный манифест братчиков «Книга битія українського народу».

Также из Восточной Слобожанщины происходил известный актер Михаил Щепкин (1788-1863). Родился он в деревне Красное Обоянского уезда Курского наместничества. В первую очередь его представляют как актера российского. Однако он был осознан в своем украинстве. Не зря Щепкин стал другом Тараса Шевченко. Также он исполнял роли в украинских спектаклях.

Дала Восточная Слобожанщина и два заметных представителя украинского «расстрелянного возрождения» — Костя Буревия (1888-1934) и Евгена Плужника (1898-1934). Первый родился в селе Большая Меженка Острогожского уезда Воронежской губернии. Известен он как поэт, драматург, а также театральный и литературный критик, переводчик. Что касается Плужника, то это один из самых интересных поэтов расстрелянного возрождения. Также известен он как драматург и переводчик. По происхождению Плужник из слободы Кантемировка Богучанского уезда Воронежской губернии.

Можно назвать еще ряд имен украинских деятелей, родившихся в Восточной Слобожанщине. Но среди них следует выделить Никиту Хрущева (1894-1971). Происходил он из села Калиновка Дмитровского уезда Курской губернии. Конечно, не следует однозначно оценивать этого деятеля. Но все же надо отдать ему должное: именно он сыграл немаловажную роль в демонтаже репрессивной системы, которую создал Иосиф Сталин. Следует также отметить, что Хрущев все же демонстрировал свое украинство. В частности, носил сорочку-вышиванку. Можно в этом видеть некую «театральщину». Но, похоже, ее здесь было не больше, чем у наших некоторых политиков, которые сейчас любят позировать в таких украинских национальных одеждах.

Если бы украинцы во время освободительной борьбы 1917-1917 г. сумели бы сформировать свое полноценное государство и сохранить его, Восточная Слобожанщина вполне могла бы войти в его состав.

Так, в Украинскую Народную Республику вошел ряд уездов Курской губернии — Путивльский, Гайворонский, Новооскольский. То же самое касается некоторых уездов губернии Воронежской — Острогожского, Бирюцкого, Валуйского и Богучарского.

При гетмане Павле Скоропадском, кроме названных уездов Восточной Слобожанщины, к Украинскому Государству были приобщены еще такие уезды Курской губернии: Рыльский, Суджанский, Белгородский и Корочанский. Практически вся Восточная Слобожанщина оказалась в составе этого государственного образования. В то время большевики так и не смогли распространить свою власть на эти земли.

Однако падение гетмана Скоропадского, приход к власти социалистической Директории привели к разрушению украинской государственности. И Восточную Слобожанщину захватили большевики. Отдавать же большую часть этих территорий созданной ими марионеточной Украинской Социалистической Советской Республике они не захотели.

В 1926 г. в Советском Союзе во время проведения переписи населения оказалось, что в ряде районов Российской Федерации, принадлежавших к Восточной Слобожанщине, доминировало или значительную долю составляло украинское население. Это — Глушковский и Суджанский районы Курской области; Красноярский, Гайворонский, Борисовский, Волоконовский, Чернянский, Красногвардейский, Алексеевский, Вейделевский, Роверский районы, а также восточная часть Шебекинского и западная часть Новооскольского районов Белгородской области; Кантемировский, Богучарский, Россошанский, Ольховский, Подгоренский, Каменский, Павловский, Петропавловский, Калачаевский, Воробьевский, Батурлиновский районы, а также южные части Острогожского, Лискинского и Новохоперского районов Воронежской области; Чертковский, Кашарский, Миллеровский, Тарасовский и частично Милютинский районы Ростовской области.

Во второй половине 20-х — начале 30-х годов ХХ в. в Советском Союзе проводилась политика коренизации. Поэтому большинство из названных районов Восточной Слобожанщины получили статус национальных, и здесь проводилась в культурной сфере определенная украинизация. Однако в 30-х годах это было свернуто. Началась активная русификация этих земель. Со временем многие украинцы Восточной Слобожанщины «становились россиянами». Поэтому процент украинского населения в этом регионе во время переписей постоянно уменьшался. Хотя все же люди, идентифицирующие себя украинцами, здесь остаются. Так, по переписи 1989 г., в Ровенском районе Белгородской области проживало 74,6 процента украинцев.

После распада Советского Союза в Восточной Слобожанщине были определенные попытки возродить украинскую жизнь. В городе Россоши (районный центр Воронежской области) с 2001 г. в течение десятилетия проводились фестивали украинской культуры.

Однако в нынешних условиях российское руководство не приветствует проявления украинства в своем государстве. Относительно украинских институций здесь осуществляются постоянные притеснения. Поэтому, очевидно, проявления украинской жизни в Восточной Слобожанщине, как и в других украинских регионах Российской Федерации, «заглушены».

УКРАИНСКИЙ ТАГАНРОГ

То, что Таганрог и прилегающие к нему земли (Восточный Донбасс) — это украинская территория, признавали даже большевики. По крайней мере, в 1922 году, когда создавался Советский Союз, эти земли входили в состав Украинской Социалистической Советской Республики. Но затем этот регион забрала Россия.

Дата основания Таганрога - 1696 - 1698 года. Перед этим московский царь Петр I с помощью казацких войск под предводительством гетмана Ивана Мазепы совершил Азовские походы. Тогда же на побережье Азовского моря была построена крепость Троицк-на-Таганроге (впоследствии утвердилось название Таганрог). Планировали ее строительство западные специалисты, а строительные работы выполняли преимущественно украинские казаки. Это была первая военно-морская база Московии, первый ее порт на открытом морском побережье и первый город в этом государстве, построенный по регулярному плану.

Как писала Екатерина II в письме Вольтеру, Петр I долго не мог решить, куда перенести столицу — в Таганрог или Петербург. Действительно, в то время черноморская морская торговля была не менее интенсивной и прибыльной, чем балтийская. И утверждение государства Петра I в Черноморском бассейне открывало перед ним неплохие перспективы.

Можно только представить, какой была бы Российская империя и какую роль в ней играл бы украинский фактор, будь ее столица в Таганроге. Но это уже вопрос альтернативной истории.

По крайней мере, можем констатировать, что украинские казацкие влияния в начале существования Таганрога были сильны. Когда Мазепа поднял восстание против Петра I, в Таганроге оказалось немало приверженцев гетмана, с которыми расправились московские власти.

В 1711 году, после Прутского похода Петра I, когда московский царь потерпел поражение, Таганрог оказался в составе Османской империи. Некоторое время город с окрестностями входил в состав земель Новой Запорожской Сечи, которая была автономной структурой в составе Турецкого государства.

1774, после очередной русско-турецкой войны за владение Северным Причерноморьем, Таганрог вошел в состав Российской империи. Он стал не только важнейшей военной базой, но и крупным торговым портом. Входил в Екатеринославскую губернию, заселенную преимущественно украинцами. Впрочем, в 1887-1888 годах его передали в состав области Войска Донского. В этой административной единице преобладали донские казаки, которых считают русскими, хотя они себя скорее идентифицировали как особую этно-социальную группу. К тому же в этом крае проживало и немало украинцев.

Таганрог стал важным торгово-экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, конкурировавшего с Одессой. Закономерно, что город был полиэтническим. Жили здесь русские, греки, представители других народов. Но большую часть населения составляли украинцы. А в Таганрогском округе они заметно доминировали.

На эту тему: Северская земля и севруки: первая жертва «русского мира»

Также с этим краем связана деятельность ряда культурных личностей. Недалеко от города родился украинский поэт-романтик, издатель, создатель первого украинского правописания Александр Корсун.

В Таганроге провел последние годы своей жизни писатель украинского происхождения Нестор Кукольник. Его отец родился в Закарпатье. Сам Кукольник учился с Николаем Гоголем в Нежинском лицее. Вместе со своим одноклассником сделал блестящую писательскую карьеру в Петербурге. Как поэт конкурировал с Александром Пушкиным. На его стихотворения писал романсы известный русский композитор Михаил Глинка.

В 1857 году Кукольник перебрался на постоянное место жительства в Таганрог, где присоединился к активной общественной деятельности. Он мечтал о том, чтобы в этом городе появился университет, издавались местные газеты, чтобы было проведено железнодорожное сообщение между Харьковом и Таганрогом. Благодаря настойчивости Кукольника такая железная дорога была построена, и это дало толчок для освоения богатств Донбасса. На Донбассе должны ценить эту незаурядную личность культурной и общественной жизни своей эпохи. Но кто здесь о ней знает? В Таганроге писатель написал ряд произведений. Но в 1868 году внезапно умер, собираясь в театр.

Кстати, Таганрогский театр принадлежал тогда к ряду лучших театров Российской империи. И, безусловно, театральная жизнь города повлияла на знаменитого уроженца Таганрога Антона Чехова.

Творчество этого прозаика и драматурга, как и Кукольника, относится к русской литературе. Но по происхождению Антон Чехов был украинцем. И это он признавал. В частности, в анкете, которую Чехов заполнил во время переписи населения в 1897 году, он обозначил себя как малоросса — как известно, именно так тогда официально именовались украинцы. А в своих письмах Чехов неоднократно в шутку именовал себя «хохлом».

Украинская стихия Таганрогского края так или иначе влияла на писателя. Согласно переписи 1897 года, в Таганрогском округе проживало 61,7 процента украинцев.

Во время освободительной борьбы 1917 - 1921 годов Таганрог даже на некоторое время, в марте-апреле 1918 года, стал столицей Украинской советской республики. Но в мае того года город уже контролировали германские войска. К гетману Павлу Скоропадскому таганрожцы отправили делегацию, которая обратилась с просьбой включить город в состав Украинского государства. И Таганрог вошел в нее.

Когда же большевики в 1920 году укрепились в большинстве украинских земель, они включили и Таганрогский край в состав советской Украины.

Однако в 1924 году, уже после образования СССР, большевистское руководство решило изменить границы Украины и Российской Федерации. Тогда у Украины был отобран ряд территорий — среди них и Таганрог с окрестными землями.

То, что Таганрогский округ был украинским, показала всесоюзная перепись 1926 года. Украинцы составляли 71,5 процента населения округа. Хотя в самом городе преобладали русские или по крайней мере люди, идентифицировавшие себя русскими. Среди них могло быть немало русифицированных украинцев. Но в этом нет ничего удивительного. Даже в советской Украине тогда немало городов, как и Таганрог, были русифицированными.

Во время Голодомора 1932-1933 годов Таганрог и окрестные земли стали местом активной миграции украинцев, поскольку это была «не Украина» и здесь советская власть не отбирала у населения продовольствие.

Однако, спасая жизнь, украинские переселенцы в Таганроге и области вынуждены были отрекаться от своей национальности. Большевистским властям не нужны были украинские этнические районы в Российской Федерации. У украинцев не было здесь своих школ, средств массовой информации, библиотек, культурных институций. Их заставляли признать себя русскими. И сопротивляться в условиях жесткого тоталитаризма было просто опасно.

Таким образом, происходила массовая русификация украинских этнических районов на территории Российской Федерации. Всесоюзная перепись 1939 года показала, что в Таганрогской области и в других местах компактного проживания украинцев в Российской Федерации украинское большинство «куда-то исчезло». На самом же деле украинцы оттуда никуда не делись. Просто они «стали русскими» — вернее, им пришлось это сделать.

Но, несмотря на тотальную русификацию, украинский дух в Таганрогской области все же давал знать о себе. Многие выходцы из этого края стали деятелями украинской культуры, а в сельской местности люди еще долго общались на украинском языке. Да и даже сейчас в Таганроге есть группа людей (пусть и небольшая, около трех процентов), идентифицирующих себя украинцами.

УКРАИНЦЫ НА ДОНУ

К Таганрогским землям, Восточному Донбассу прилегает Подонье. Его считают российским регионом. Но так ли это?

«Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон…» — такими словами начинается гимн Войска Донского. Однако в действительности Дон был не совсем православным и не совсем тихим. Туда бежали мятежные элементы, среди которых было, кстати, немало старообрядцев. Бежали туда и украинцы. Дон стал одним из главных центров антибольшевистского Белого движения. Также во время Второй мировой войны многие донские казаки, настроенные против советской власти, пошли на сотрудничество с немецкими оккупантами.

Разного рода литература, выходившая в царской России, Советском Союзе и в нынешней России, представляет Донщину, как уже было отмечено, регионом российским, а донских казаков как русских. Хотя, по сути, это далеко не так. Даже сегодня более ста тысяч жителей Донщины идентифицируют себя не как россиян, а как казаков.

Донщина долгое время была регионом украинской миграции. Здесь было немало украинских поселений. Соответственно, украинцы сыграли немаловажную роль в формировании донского казачества.

Показательно, что у его истоков стоял князь Дмитрий Вишневецкий (1516—1563), которого традиционно считают основателем украинского казачества. Этот деятель не только построил замок на острове Малая Хортица на Днепре, который считается прообразом Запорожской Сечи.

В 1559 году Дмитрий Вишневецкий, находясь на службе у московитов, совершил поход на Азов, принадлежавший туркам. Однако этот город ему не удалось взять. В этом походе принимали участие местные казаки, находившиеся на Дону. В 1560 году в Приазовье Вишневецкий основал город Черкасск (сейчас - Старочеркасск/станица Старочеркасская), ставший столицей донских казаков. Кстати, название этого города показательно. Оно идентично названию украинского города Черкассы. А черкасами в то время именовали украинских казаков.

Одним из великих казацких восстаний, охвативших Дон и некоторые другие земли Московии, было восстание под предводительством Степана Разина, состоявшееся в 70-х годах XVII века.

Как уже было упомянуто, этот казацкий вожак, вероятно, происходил из украинской станицы Зимовейской, которая расположена на берегу Дона, а значит, был украинцем. Хотя украинское происхождение Разина под вопросом, среди участников восстания под его руководством было немало украинцев. В частности, к разинцам присоединились казаки из Слободской Украины.

Украинцем был, в частности, известный донской казак Емельян Пугачев, который в 1773—1775 годах возглавил большое восстание в Российской империи, что на определенное время представляло ей немалую угрозу.

В документах четко сказано: Пугачев родился в упомянутой «малороссийской станице Зимовейской». Его предки носили прозвище Пугач и принадлежали к украинцам. Пугачев — русифицированная форма этого прозвища.

Этот казацкий предводитель – довольно известная фигура. О Пугачевском восстании написал историческое исследование, а также повесть «Капитанская дочь» Александр Пушкин. В общей сложности о Пугачеве написано немало книг, снятые кинофильмы. Но как-то ни разу не упоминается о том, что он украинец.

Итак, как видим, донские казаки, среди которых было немало украинцев, не раз становились на борьбу с Московией и имперской Россией. Наконец, казацкий Дон имел широкие контакты с Запорожской Сечью. И не раз донские и запорожские казаки помогали друг другу, совершали совместные походы.

В 1775 году - как раз после подавления Пугачевского восстания - Екатерина II решила расправиться с казацкой вольницей. Была уничтожена Запорожская Сечь. Тогда царица ликвидировала автономию Войска Донского. Казаков поставили на службу царизма, «приручили» их.

Продолжение читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Главарь грандиозного крестьянского восстания 1773 - 1775 гг., донской казак Емельян Пугачев на самом деле был украинцем Омельком Пугачем - уроженцем «малороссийской» станицы Зимовейской на Дону

А Область Войска Донского, которая охватывала поприща Донщины,  была подчинена имперским структурам. В эту Область, как уже говорилось, входила восточная часть Донбасса, где в основном обитали украинцы. В конечном итоге, немало украинских поселений образовалось и на берегах Дона.С Донщиной связаны некоторые деятели украинской культуры. В частности, на «настоящей Донщине», что вроде бы считалась российской, родился украинский писатель, историк и публицист Данило Мордовец. Его «малой родиной» была украинская слобода Даниловка (в настоящее время в Волгоградской области).

   Интересно, что Мордовец преимущественно жил за пределами украинской этнической территории (в частности, в Санкт-Петербурге, Саратове), но помнил о своем украинском казацком корне и сначала писал произведения на украинском языке, печатался в первом украинском «толстом журнале» — в «Основе».

Но после Валуевского циркуляра 1863 года, запрещавшего печатать украиноязычные произведения, вынужден был перейти на русский. Мордовец прославился как мастер исторического романа. Особенной популярностью пользовались такие его произведения: «Царь и гетман» (о Петре І и Иване Мазепе), «Крымская неволя», «Гайдаматчина», «Булава и бунчук» и другие. Как правило, эти произведения касались украинской истории. Некоторые из них автор переводил на украинский язык — романы «Сагайдачний», «Палій» и другие. Мордовец в своих художественных произведениях пытался воссоздать историю Украины времен казачества.

После Февральской революции на Дону были попытки создать свои государственные структуры. 17 июня 1917 года было создано Донское военное правительство, которое не признало октябрьский большевистский переворот в Петрограде. 16 мая 1918 года — правительство Всевеликого Войска Донского. Донщина объявлялась отдельным государством.

8 августа 1918 года между ней и гетманской Украиной был подписан договор, согласно которому обе стороны признавали суверенность и независимость друг друга, отказывались от территориальных претензий. Правительства этих государственных образований принимали на себя обязательства обеспечить права украинской и донской национальных меньшинств в отрасли языка, образования и культуры.

Однако такое сотрудничество между Украиной и Доном длилось недолго. В январе 1919 года Войско Донское оказалось в подчинении белогвардейцев во главе с генералом Антоном Деникиным, который был противником украинского движения. А его Добровольческая армия воевала с войсками Украинской Народной Республики.

В 1920 году на Дону утвердилась власть большевиков, которые положили конец существованию донского казачества как отдельного сословия. Область Войска Донского прекратила свое существование.

Конечно, украинцы Донщины подверглись русификации. И все же здесь жил вольнолюбивый дух. Так, в бывшей столице Области Войска Донского Новочеркасске 1-2 июня 1962 года состоялась забастовка против повышения цен на продукты. Закончилась она расстрелом забастовщиков. На то время это был беспрецедентный случай для Советского Союза. В этом городе, кстати, проживало немало украинцев.

В 1907-1913 годах здесь действовало украинское общество «Просвіта», а в 1917-1919 годах — украинская «Нова громада». Свидетелем Новочеркасского расстрела был Александр Лебедь — в будущем генерал и известный российский политический деятель, который мог бы составлять серьезную конкуренцию Владимиру Путину, если бы не его гибель в 2002 году. Отец Лебедя был украинцем. Александра Лебедя записали как русского, а его брата Алексея — как украинца. Однако как один, так и другой служили интересам России. Подобное можно сказать о многих украинцах, которые жили или оказались на территории Российской Федерации.

Распад Советского Союза, как одно из последствий, повлек самопровозглашение казацких республик на Дону и Северном Кавказе. В частности, среди них была Донская Казацкая Республика. 20 ноября 1991 года эти образования провозгласили Союз Казачьих Республик Юга России со столицей в Новочеркасске. Однако этот Союз так и не состоялся. А правительственные круги России решили возглавить и направить в нужное себе русло казачье движение. Был принят ряд нормативных документов относительно казаков, предоставлены им финансы. И российское руководство в очередной раз сумело «приручить» казаков Дона. Эти казаки даже участвовали в российско-украинской войне, которая ведется с 2014 года. К сожалению.

В действительности, Донщина, где проживало и проживает немало украинцев, должна была бы заинтересовать Украину. Однако об украинцах Донщины у нас знают немного. Как и немного знаем о донских казаках, история которых во многих моментах схожа с историей казачества украинского.

Петро Кралюк, доктор философских наук;  опубликовано в издании  День