Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


25.04.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Границы раздора. Украинские земли, которые Россия не подарила Украине 2-я часть (http://argumentua.com/)

10:18 03-12-2021

Поговорим о землях на постсоветском пространстве, на которых проживали и проживают украинцы, оказавшиеся за пределами нынешнего Украинского государства.


Редакционная строка

02.12.2021

Фото:

Границы раздора. Украинские земли, которые Россия не подарила Украине. 2-я часть

КУБАНЬ — ЗЕМЛЯ УКРАИНСКАЯ

После ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году часть запорожского казачества оказалась на территориях Османской империи. Другую часть решило подчинить себе царское правительство. В Петербурге приняли решение о переселении казаков на отвоеванные у турок земли — между рекой Кубань и Азовским морем, где раньше кочевали татары-ногайцы, которые были истреблены российскими войсками. По поводу переселения украинских казаков в этот регион императрица Екатерина ІІ издала 2 июля 1792 года соответствующий указ.

В течение короткого времени на Кубань переехало почти 25 тысяч украинских казаков вместе с семьями и создали там 40 куреней, которые входили в так называемое Черноморское войско. Главной его задачей была охрана границы. Черноморские казаки также участвовали в военных операциях, которые вела Россия.

Переселенцам выделили земельный фонд площадью 30 тысяч квадратных километров между реками Кубанью и Ею. Главный штаб Черноморского войска располагался в Екатеринодаре, основанном в 1793 году (сейчас город Краснодар Российской Федерации).

Бывшие запорожцы на Кубани оказались в необычных для них условиях, выживать в которых  было сложно. Смертность среди казаков была высокой. Им также приходилось испытывать постоянные нападения со стороны адыгейцев и турок. Реально это переселение было не благодеянием царицы Екатерины ІІ, как это кое-кто представлял, а скрытым геноцидом казацкого сообщества. Кстати, памятник этой царице, где были изображены казацкие атаманы и кобзарь, был открыт в Екатеринодаре в 1907 году. В 1920 году его разрушили большевики. Но в 2006 году этот монумент возобновили в нынешнем Краснодаре, а также уменьшенную его копию в 2011 году открыли в городе Сочи.

Со временем Черноморское войско начало выполнять еще одну функцию — абсорбировало казацкие элементы из украинских регионов, тем самым уменьшая в них «казацкое напряжение». Ведь казаки были склонны к бунтам и неповиновению.

Попав в суровые условия Кубанского края, они свою чрезмерную энергию вынуждены были тратить на борьбу с жизненными трудностями, в том числе и на постоянные столкновения с адыгейцами и другими кавказскими народами. Пополнялось Черноморское казачество преимущественно за счет переселения бывших реестровых казаков из Черниговской и Полтавской губерний, слободских казаков Харьковской губернии, а также воинов казацких войск — Усть-Дунайского, Азовского, Бугского и других. Главные переселенческие кампании состоялись в 1808-1811, 1820-1821, 1832, 1848-1849 годах.

Очередным этапом в русификации украинских казаков на Кубани стал 1860 год. Тогда Черноморское войско было объединено с западной частью Линейного казацкого войска, которое преимущественно состояло из россиян. С тех пор это объединенное войско называлось Кубанским.

Невзирая на целеустремленную русификацию Кубани, там сохранились украинские казацкие обычаи и культура. Доходили туда отзвуки и украинского национального возрождения. По крайней мере, Кубань дала своего классика украинской литературы — Якова Кухаренко (1799/1800—1862), в произведениях которого описывается жизнь черноморских казаков. Известна его пьеса «Чорноморський побит». Кухаренко переписывался с деятелями украинской культуры, в частности с Тарасом Шевченко. Последний очень высоко ценил его произведения.

Был выходцем из Кубани и выдающийся ученый Федор Щербина (1849-1936). Известен он как статистик, экономист, социолог, а также как историк Кубани. Его научную деятельность высоко ценили в царской России. В 1904 году  стал членом-корреспондентом Российской академии наук. В 1917-1920 годах Щербина, невзирая на преклонный возраст, был активным участником украинского движения на Кубани. Оказавшись в эмиграции в Праге, приобщился здесь к деятельности украинских научных институций. Работал профессором Украинской хозяйственной академии у Подебрадах и Украинского свободного университета, где даже определенное время, в 1924-1925 годах, был ректором. С 1924 года стал действительным членом Научного общества имени Шевченко. Писал Щербина и художественные произведения. Ему принадлежат поэмы «Чорноморці» (1919) и «Богдан Хмельницький» (1929). Похоронили Щербину в Праге. Однако в 2008 году, без разрешения семьи, прах этого деятеля при поддержке российских дипломатов и Православной церкви чешских и словацких земель, которая занимает пророссийскую позицию, насильственно перезахоронили в Краснодаре. При этом, понятно, Щербину представляли как российского деятеля. Так, присваивая украинское, россияне развивают «русский мир».

Общались кубанские казаки на украинском языке и, соответственно, идентифицировали себя украинцами. Согласно переписи, которая была проведена в царской России в 1897 году, в Кубанской области проживало свыше 900 тысяч украинцев, которые составляли 47,4% процента населения. В крае это была наиболее многочисленная этническая группа. В отдельных районах области (Екатеринодарском, Ейском и Темрюкском) украинцы составляли большинство населения.

После Февральской революции 1917 года на Кубани развернулось движение за создание своего государственного образования. 16 февраля 1918 года была провозглашена Кубанская Народная Республика, которая потом получила название Самостоятельной Кубанской Народной Республики. 4 декабря 1918 года это государственное образование изменило свое название на Кубанский Край. В состав этого государства входили Кубанская область, Черноморская и Ставропольская губернии, а также Терская область.

Причем среди кубанских казаков получила распространение идея о присоединении к Украинскому Государству на федеральных принципах. Была послана делегация Кубани во главе с главой ее Законодательного Совета Николаем Рябоволом (1883-1919) к гетману Павлу Скоропадскому, которая в целом согласовала этот вопрос.

Со своей стороны, гетман оказал некоторую помощь кубанцам, в частности оружием. Однако она оказалась недостаточной, чтобы спасти Кубань от экспансии большевиков. К сожалению, этот край очистило от большевиков не украинское войско (хотя такая возможность была!), а Добровольческая армия Антона Деникина, которая боролась за «единую и неделимую» Россию.

Немало кубанских казаков пошло служить в эту армию, в частности к генералу Андрею Шкуро (настоящая фамилия — Шкура), который происходил из кубанских украинцев и сумел опоэтизировать боевую деятельность «романтикой казацкого прошлого». Деникин назначил его командующим Кубанской армии. Шкуро повел кубанцев на Москву освобождать Россию от большевиков. Во время этого похода погибло много казаков. Кубанская армия была деморализована. А руководство Добровольческой армии всячески притесняло украинских деятелей на Кубани. Так, в июне 1919 года был убит упоминавшийся Николай Рябовол — один из главных политических лидеров местных украинцев.

Добровольческая армия, руководство которой пыталось реставрировать старые порядки, со временем потеряла поддержку и была вытеснена большевиками. Кубань весной  1920 года оказалась под властью последних. Кубанское государство, которое имело проукраинскую позицию, прекратило свое существование. Его руководители выехали в эмиграцию, надеясь там продолжить борьбу.

 И все же Кубань сопротивлялась большевикам. По крайней мере, в первой половине 1920-х годов здесь действовали повстанческие отряды.Большевики были против присоединения Кубани к советской Украине, но вынуждены были согласиться на проведение украинизации. Тем более что по переписи 1926 года украинцы составляли 66,58% населения Кубанского округа. Всего же в Кубанском регионе их было более 3 миллионов 100 тысяч человек (45,48% от общего количества населения).

В 1923 году в Краснодаре открыли две украинские школы. Со временем стали переводить на украинский язык преподавания школы в селах и городах региона, даже некоторые техникумы и институты. Появилась украиноязычная пресса, радио. На украинский язык переводилось делопроизводство. Активизировалась украинская культурная жизнь.

Однако все это прекратилось в 1932-1933 годах. Тогда на Кубани, как и на других украинских землях, входивших в СССР, большевики устроили Голодомор. Параллельно с этим в крае начались репрессии против сторонников украинизации. Учеба в школах, делопроизводство были резко переведены на русский язык. Исчезла украиноязычная пресса, радио. В обжитые поселения начали селить россиян с севера. А украинцев Кубани записывать как россиян. Их местный украинский говор начал трактовать как «казацкую балачку», которая якобы является диалектом русского языка.

На Кубани долгое время сохранялись антибольшевистские настроения. Поэтому во время Второй мировой войны многие кубанцы воевали против советской власти. Были они и в отрядах Украинской Повстанческой Армии, и в немецких формированиях. Поэтому население края подверглось жестким репрессиям.

Однако в СССР делали вид, что на Кубани все хорошо. В 1949 году на киностудии «Мосфильм» был снят один из первых советских цветных кинофильмов «Кубанские казаки», пользовавшийся большой популярностью. В нем изображена далекая от реалий счастливая жизнь людей, работающих в колхозах на Кубани. На полях края собирают рекордные урожаи, передовые колхозники награждаются орденами и медалями, на их столах полно всяческой еды (ну чем не отрицание Голодомора-геноцида!). А кубанские казаки, когда-то с оружием в руках сражавшиеся против советской власти, теперь превратились в мирных колхозников, работающих на благо социалистического отечества. И, конечно, общающихся на русском языке.

Именно в те непростые времена, с 1927 по 1949 год, в кубанском городе Ейске проживал выдающийся украинский спортсмен-силач Иван Поддубный (1871-1949). Несмотря на то, что у него было украинское происхождение и он считал себя украинцем, россияне пытались и пытаются представить его «русским богатырем».

Несмотря на русификацию края, население Кубани долгое время сохраняло украинский язык и традиции. Хорошо известный Кубанский казачий хор, существующий с 1811 года и являющийся старейшим (!) хоровым коллективом в России. Значительную часть песен своего репертуара он исполняет на украинском языке.

Хотя во времена советской власти хор несколько раз прекращал свою деятельность, но, как Феникс, восстанавливался снова. Сейчас у него мировая слава. В его честь названа даже небольшая планета — Кубаньхория. Деятельность этого хорового коллектива, несмотря на определенное пророссийское «цензурирование» его репертуара, свидетельствует, что язык кубанцев, их фольклора — не какая-то «казацкая балачка», а язык украинский. Соответственно, их традиционная культура — часть культуры украинского народа.

Интересно отметить, что Краснодарская филармония сейчас носит имя композитора Григория Пономаренко (1921-1996), который имел украинское происхождение и с 1972 года до своей смерти жил на Кубани.

После распада Советского Союза в 1991 г. на Кубани наблюдались попытки создать свои автономные республики, однако они не увенчались успехом. Также тогда активизировалась здесь украинская жизнь — хотя официально украинцы в крае составляют чуть больше одного процента населения. На Кубани появились украинские газеты, издания и общественные организации. В некоторых школах начали факультативно изучать местную «балачку», для чего использовался украиноязычный учебник «Казак Мамай».

Однако говорить о влиятельности украинского движения не приходится. Российские власти сделали немало, чтобы взять под контроль «казацкое возрождение» на Кубани и навязать кубанцам стереотипы «русского мира». Однако украинская власть не проявляла и не проявляет должного внимания к украинцам, живущим за пределами нашего государства.

Неудивительно, что в 2014 году, когда Россия оккупировала Крым и развязала войну на Донбассе, многие так называемые кубанские казаки отправились в Украину поддерживать российские гибридные силы. Хотя были на Кубани и единичные выступления против российских властей в то время. Декларировалось даже восстановление Кубанской Народной Республики.

Например, сейчас существует политическое движение «Малиновый клин», декларирующее создание Кубанского государства, которое имело бы проевропейскую ориентацию. Эту идею его представители пытаются пропагандировать с помощью разных интернет-ресурсов. За это они подверглись преследованиям. И вынуждены были эмигрировать из путинской России. В эмиграции в Финляндии оказался лидер этого движения Дмитрий Доровских. Кстати, последний отлично владеет украинским языком, хотя преимущественно жил на Кубани и Москве.

История Кубани ХХ века — это история этноцида немалой части украинского народа, который осознавал свою украинскость, но который грубо русифицировали и продолжают русифицировать. И об этом не надо молчать.

УКРАИНЦЫ ПОВОЛЖЬЯ

В сознании россиян сформировался устойчивый миф: мол, Волга — это русская река. Как и то, что Крым тоже русский. На самом деле и Поволжье (Надволжье), и Крым — это регионы, которые не имели отношения к формированию русского этноса.

В период Средневековья эти регионы принадлежали Золотой Орде, где в основном преобладали кочевые тюркские этносы. После распада этого государства в XV веке возник ряд ханств, самым мощным из которых было Крымское. Также в Поволжье появились ханства, в том числе Казанское и Астраханское. Последние стали объектом экспансии Московии, стремившейся освоить золотоордынское пространство. В 1550-х годах, во времена правления царя Ивана Грозного, они были покорены московитами.

Однако завоевателям нужно было освоить эти территории, окультурить их, укоренить здесь земледельческое население. Сделать это с помощью россиян-московитов было сложно. И немалую роль в освоении Поволжья сыграли украинцы. Ведь этот регион был степным, как и степи Северного Причерноморья, которые заселили украинский нароод. Поэтому для украинцев поволжские степи оказались как бы «своими».

Заселение украинцами Поволжья началось с середины XVII века. Чтобы организовать оборону от кочевников, московские чиновники начали селить здесь украинских казаков, служивших в гарнизонах волжских городов и на пограничных, так называемых сторожевых линиях. Петр I специально настаивал на том, чтобы здесь поселяли украинцев.

В 1718 году на Поволжье началось строительство сторожевой линии с центром в городе Царицын (нынешний Волгоград). Сюда в 1732 году переселили 537 семей украинских казаков, основавших несколько слобод. Среди них — слобода Дубовка, которая стала центром основанного в 1733 году Волжского казацкого войска, состоявшего из украинских и донских казаков.

Надволжье стало местом миграции украинского казачества, которое в то время подвергалось притеснениям на Гетманщине и Слобожанщине. Для украинцев этот регион как бы стал «новой Сечью». Ведь здесь, несмотря на опасности пограничной жизни, была свобода. А власть государственных структур не особо давала о себе знать.

Не случайно на Поволжье в 1774 году вспыхнуло восстание под предводительством Емельяна Пугача (Пугачева). Этого главаря поддержало Волжское казачье войско, а украинская Дубовка охотно перешла на сторону повстанцев.

В целом, украинский фактор в Пугачевском восстании был одним из главных. Фактически это было восстание украинских казаков вместе с русскими казаками (яицкими, донскими) и тюркскими народами Поволжья, Приуралья, Западной Сибири против русского самодержавия. Поэтому после подавления этого восстания, в 1776 году, Волжское казачье войско было расформировано. Во времени это почти совпало с ликвидацией Запорожской Сечи в 1775 году. Таким образом, Екатерина II решила расправиться с украинской казацкой вольницей.

Несколько позже, чем украинские казаки, на Поволжье появляются украинские чумаки. В 300 километрах к востоку от города Саратова расположено озеро Эльтон, на дне которого есть залежи соли.

Соляной промысел начался здесь еще в XVII веке. В 1747 году добыча соли на этом озере и ее продажа, дававшая большие прибыли, стали монополией царского правительства. Однако доставка соли из Эльтона в Саратов, где существовало специально созданное Соляное комиссарство, было непростым делом. Ведь транспортировать соль постоянно мешали кочевники-калмыки, совершавшие нападения. Поэтому царские чиновники начали использовать украинских чумаков, которые имели опыт такой непростой и рискованной транспортировки. Первыми прибыли сюда чумаки из Харьковщины и Полтавщины.

Во второй половине XVII — начале XIX века на противоположном берегу Волги от Саратова казаки и чумаки основали ряд слобод и хуторов. Среди них наиболее значимой стала Покровская слобода (нине город Энгельс). Кстати, гербом этого города является виол, везущий соль.

На эту тему: «Украинцы в мире: динамика численности и расселения...»

Царское правительство предоставило украинским чумакам Поволжья определенные привилегии. В 1797 году их освободили от военных повинностей, налогов, наделили землями, как государственных крестьян приписали «к Эльтонскому озеру». Эти чумаки соствляли отдельное социальное сословие с определенными преимуществами. При этом они поддерживали связи с чумаками Украины, приезжавшими на Поволжье покупать соль, рыбу, другие товары. Большое значение в этих связях играла упоминавшаяся Дубовка, расположенная на перекрестке торговых путей Поволжья и Подонья.

Правда, со временем добыча соли в районе озера Эльтон начала сокращаться. И в 1828 году «эльтонские» чумаки лишились льгот. Они были переведены в категорию государственных крестьян, на них были наложены соответствующие налоги и повинности.

Украинские поселенцы сыграли заметную роль в развитии экономики Поволжья и культуры этого региона. В частности, они способствовали утверждению здесь земледелия, сделали многое для распространения православия.

Петро Кралюк, доктор философских наук;  опубликовано в издании  День