Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


19.04.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Древние скифы. Кто они и откуда.

20:12 30-04-2015


 

Древние Скифы. Кто они и откуда


Золотая нашивная бляшка в виде конного скифа. Около 350 г. до н. э.

Когда-то давным-давно, начиная со второй половины VIII — начала VII в. до н. э., на необъятных просторах степной и лесостепной зон Евразии от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их «скифами».

Но уже сами древние авторы вкладывали в это понятие разные значения. Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях. Позднее термин «скифы» нередко применялся по отношению ко всем народам, населявшим евразийские степи, будь то кочевые племена или наши предки славяне. Даже Русское государство в некоторых средневековых сочинениях именовалось Скифией.

Шли столетия. Долгое время скифы оставались загадкой. Еще в начале XX в. этот образ оставался овеянным легендами и служил благодатной почвой для поэтов, писателей, художников. Всем хорошо известны знаменитые строки Александра Блока: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы! С раскосыми и жадными очами!..».

Но каков был настоящий облик скифов, откуда они пришли и куда исчезли в волнах истории?

Карта происхождения археологических находокОкончательного ответа на все вопросы скифской истории нет, и вряд ли можно их получить. Но многое позволила узнать археология, открывшая удивительный мир скифских курганов, образцы великолепного неповторимого искусства, грандиозных погребальных сооружений. Древности скифов стали известны науке уже в XVIII в. Но научная база скифской археологии была создана в XX в. усилиями многих ученых. Благодаря археологии по-новому зазвучали и скудные строки античных сочинений о скифах.

Украшенный золотом акинак из кургана Аржан. В современной науке принято как узкое, так и расширенное толкование понятия «скифы». В первом случае «скифы» — это название только одного народа степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. Тогда других представителей различных культур, родственных скифам, называют народами скифского мира. Это савроматы, жившие к востоку от причерноморских скифов, саки в степях Казахстана и Средней Азии, меоты в Прикубанье и иные, имена которых история не сохранила.

Во втором случае ими называют все народы, жившие на обширной территории, но имевшие когда-то общее происхождение и обладавшие близкими чертами хозяйственного уклада, культуры. Близость культуры выражается в некоторых чертах повседневной жизни, обрядов и мировоззрения. В археологии все эти черты объединены в так называемой «скифской триаде». В нее включают оружие (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, боевые топоры), конское снаряжение (своеобразная узда) и предметы искусства скифского звериного стиля. Очень похожие типы этих предметов широко распространились в культурах народов, населявших степь и лесостепь Евразии со второй половины VIII в. до н. э. до первых веков новой эры. Вместе эти крупицы знаний открывают перед нами мир, на протяжении многих веков сохранявший свою самобытность и оставивший в летописи мировой цивилизации свою особую страницу.

Происхождение этой культур и их дальнейшая судьба крайне загадочны. Причина этого — отсутствие у народов скифского мира собственной письменности и противоречивые данные о скифах в рассказах иных народов.

Изучая древние тексты, в которых античные и восточные историки упоминают имена скифских вождей, некоторые скифские слова, ученые все же могут кое что понять о происхождении скифов. Они говорили на языке иранской группы индоевропейской языковой семьи, а другие народы скифского мира имели похожие языки.

Но откуда и когда пришли представители скифской культуры в европейские степи, где с ними и познакомились древние греки, оставившие самые полные описания этого народа? До прихода сюда скифских племен здесь жили народы, также говорившие на иранских языках. Самыми известными из них были киммерийцы. История киммерийцев также полна тайн. На сегодняшний день точно не установлено, кто такие киммерийцы. Одни исследователи считают, что киммерийцы — это родственные скифам кочевые народы, существовавшие с ними в одно время. Другие ученые предполагают, что понятие «киммерийцы» может быть одним из названий самих древних скифов. По легенде, которую приводит греческий историк V в. до н. э. Геродот, скифы-кочевники, пришедшие из Азии, изгнали киммерийцев с территории Северного Причерноморья. Но тот же Геродот в своей «Истории» приводит и другие легенды скифов. Согласно им, эта цивилизация в Северном Причерноморье жила извечно.

Легенды мало помогают решению вопроса о происхождении причерноморских скифов. Не дают прямого ответа и археологические источники. Ведь большинство скифских племен вело кочевое хозяйство и могло передвигаться на огромные расстояния за короткое время. Да и выделить их предков среди множества родственных племен со сходными чертами культуры очень сложно. Все же большинство ученых склоняются к тому, что основное ядро скифов Причерноморья составляли племена, пришедшие с востока, из за Волги.

И здесь вновь начинаются споры исследователей. Где сложились характерные черты скифской культуры?

Одни из них считают, что скифы пришли в Европу вполне сформировавшимся народом. В их культуре уже существовали все особенности «скифской триады»: отличавшие их виды оружия, конского снаряжения и украшений. Эта гипотеза получила название «центральноазиатской».

Сторонники другой теории, «переднеазиатской», с ними не согласны. Нет, говорят они, все эти черты у скифов сложились во время их походов в VII в. до н. э. за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, о которых известно из письменных источников и данных археологии. Там они заимствовали передовые виды вооружений и некоторые сюжеты искусства, включили их в свою культуру и принесли обратно в степи. Только после этого можно говорить о скифской культуре как о чем-то целостном.

Обе теории имеют веские аргументы в свою пользу. И в Центральной, и в Передней Азии есть сходные со скифскими предметы оружия и украшения. Но ни в одном из этих центров нет всего набора элементов культуры, характерных для скифов.

Но исследования археологов не стоят на месте. Все больше и больше аргументов появляется у третьей гипотезы происхождения скифской культуры — «полицентрической». На огромных просторах евразийских одновременно начинали возникать сходные в общих чертах культуры скифского типа.

Рекомендуем обратить внимание на сайт Vergesso.ru. Это статьи о магии, эзотерике, мистике, жизни после смерти, НЛО и инопланетянах, Бермудском треугольнике, снежном человеке, снах и сноведениях, детях Индиго, чудесах света настоящего и будущего и великих цивилизациях прошлого.


Краткая история скифов 

  Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, их социально-экономического развития и культуры невозможно понять древнюю историю Евразийского региона.

  Скифская история занимает видное место и в изучении общеисторического процесса в целом. Хронологически она охватывает время, когда на территории Северного Причерноморья развивались античные рабовладельческие города и государства. С VII — VI столетий до н.э. начались регулярные контакты греков с населением Припонтийского региона, что повысило интерес греческих купцов и колонистов к осваиваемому ими краю. Отсюда родилась литература, сохранившая для нас сведения о целом ряде народов и о скифах в том числе.

 

 

http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian1.jpg       http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian2.jpg       http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian14.jpg       http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian7.jpg


 

    Древние писатели оставили нам не очень много сведений о Скифии и скифах. Но в совокупности они дают богатый материал для изучения одного из древнейших народов, не имевшего своей письменности. Скифы получили весьма большую популярность в художественной литературе и в изобразительном искусстве, им посвящено много исследовательских работ.   История скифов реконструируется не только по свидетельствам древних авторов. Наиболее ранние упоминания о народе "ашкуза", или "ишкуза", известны из клинописных текстов государств Передней Азии, и исследователи идентифицируют название "ишкуза" ("ашкуза") со скифами. Подобное отождествление дает основание поместить скифов на арену борьбы между государствами Малой и Передней Азии уже в VII в. до н.э. Нам пока неизвестно, откуда и каким путем проникли скифские орды на территории государств Древнего Востока. Из «Истории» Геродота следует, что в начале VI в. до н.э. скифы были разгромлены мидийским царем Киаксаром, после чего им пришлось уйти в районы Северного Причерноморья.

 

 

http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian15.jpg       http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian11.jpg       http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian8.jpg

 

 

Известно и то, что за 28 лет до этого события скифы-кочевники, вытесненные из Азии, во время войны с массагетами, ушли в киммерийскую землю. Киммерийцы бежали от скифов в Переднюю Азию вдоль побережья, и скифы преследовали их, оставив по «правую руку» (Геродот) Кавказ. Далее, преследуя киммерийцев, скифы вторглись в Мидию и лишили власти мидийцев, которые господствовали над Азией до прихода туда скифов. Это произошло в то время, когда мидийский царь Киаксар, победив ассирийцев в битве, осаждал столицу Ассирии — Ниневию (Нин). Скифское войско под предводительством царя Мадия, сына Прототия (Бартатуа — по клинописным тестам), вступив в Мидию, в бою победило мидийцев, которые, потерпев поражение, лишились власти, а скифы завладели всей Азией и, одержав победунад теми, кто «оказал им сопротивление», положили начало «несправедливости».

 

 

http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian12.jpg       http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian13.jpg       http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian17.jpg


 

    Падение Ниневии датируется 612 г. до н.э. Спустя 28 лет как уже говорилось, скифы, изгнанные из Передней Азии, устремились в Северопричерноморский регион. Легенда о «возвращении скифов из похода» свидетельствует о конфликте между пришедшими скифами и какими-то местными (?) племенами, которых скифы называли своими рабами. По легенде, еще во время погони за киммерийцами скифы оставили в Причерноморье своих жен, они во время отсутствия скифов вступили в связь с рабами и родили им детей. Эти дети рабов решили преградить скифам путь в Причерноморье, но потерпели поражение, и скифы внедрились в Северное Причерноморье. Это было время, когда в Северопонтийском регионе проходила активная колонизационная деятельность греков, начавшаяся еще в середине VII в. до н.э. На рубеже VII — VI вв. до н.э. и в первой половине VI в. до н.э. колонизационный процесс достигает наибольшего размаха, о чем свидетельствуют как письменные источники, так и археологические памятники.

 

 

http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian9.jpg       http://ec-dejavu.ru/images/s/scythyan16.jpg       http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian3.jpg


 

    Самым ранним из Северопричерноморских греческих поселений является Березанское (о. Березань), датированное VII в. до н.э. Позже, на рубеже VII — VI вв. до н.э. и в первой половине VI в. до н.э., основываются города: Ольвия, Пантикапей, Нимфей, Мирмекий, Гермонаса и Кепы, а во второй половине VI в. до н.э. — Тира, Никоний, Кекинитида, Тиритака, Фанагория и ряд других городов. Ведущая роль в колонизационной деятельности в Северопонтийском регионе принадлежала Милету, городу в Малой Азии.  Основание греческих городов в Северном Причерноморье и увеличение их числа свидетельствуют о значительном притоке греческого населения, который не мог не отразиться на демографии региона, а соответственно и на его экономике и политической ситуации.

 

 http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian5.jpg            http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian4.jpg           http://ec-dejavu.ru/images/s/scythian6.jpg

 

    По мнению исследователей, греческие колонисты встретились в степях на берегах Понта с кочевым населением, которое, как правило, называют «скифами». Это обстоятельство подразумевает наличие скифского населения в Северном Причерноморье в тот период, когда другая его часть занималась грабежом и разбоем на территории древневосточных государств. Мнения о том, что скифы к VII — VI вв. до н.э. являлись автохтонами в Припонтийском регионе, придерживается значительное число ученых-скифологов, поэтому мысль о том, что часть народа ушла в Переднеазиатский поход, а часть осталась в Причерноморье, в таком контексте не выглядит неправдоподобной. При этом полагают, что между греческими колонистами и оставшимися в Причерноморье скифами сложились мирные отношения: во всяком случае документальные материалы, которые могли бы свидетельствовать о взаимной враждебности этих народов в VII — VI вв. до н.э., отсутствуют; эту точку зрения подтверждают данные археологии — они не дают сведений о фортификационных сооружениях в регионе до V в. до н.э. Однако отсутствие документальных и археологических свидетельств, указывающих на враждебные отношения между греками и скифами, может говорить не столько о мирных отношениях, сколько об отсутствии скифов в это время (VII — VI вв. до н.э.) в Северном Причерноморье — ведь даже легенда говорит, что скифы, оставив своих жен, ушли в Переднюю Азию. Нужно заметить, что число археологических памятников VII — VI вв. до н.э. в Северопричерноморской степи, связываемых со скифами, с большими натяжками может быть доведено до 50 объектов, что приходится на 200 лет скифской истории.  Более того, заселение греками берегов Понта Эвксинского происходило в то время, когда скифы пребывали в Малой и Передней Азии. Трудно представить, что греки, которые не могли не быть осведомлены о грабежах и разбоях скифов в древневосточных государствах, основывали свои колонии на северном берегу Понта, т.е. в непосредственной близости от очень опасного и подвижного соседа. Отсюда можно предположить, что начало греческой колонизации Северного Причерноморья происходило при полном отсутствии скифов в этом регионе, и то, что скифы прочно обосновались в этом районе только после разгрома их мидянами, т.е. в начале VI в. до н.э., причем их заселение этого региона не было мирным ни по отношению к местному населению (борьба с потомками рабов), ни по отношению к грекам. Об этом свидетельствуют и данные Геродота, который приводит два варианта этногонических преданий скифов: создание одного из них связывается со скифами, а другого — с греками (Геродот, VI, 5, 8 —10). Первый вариант рассказывает о том, что самым первым «на этой земле, бывшей в то время пустынной», появился Таргитай, сын Зевса и дочери реки Борисфена. У Таргитая родились три сына, одному из них обязаны своим происхождением скифы. Второй вариант представляет нам Геракла, прибывшего в «ту, бывшую тоща пустынной землю, которую теперь населяют скифы»; он встретил полу- деву-полузмею —от нее родились у Геракла три сына, и один из них получил имя Скиф, а от него пошли уже и скифы. Как видно из легенд, и греки, и скифы оказываются пришлыми на одной и той же территории; вопрос заключается лишь в том, кто раньше завладел этой территорией. При этом можно предположить, что появление в античное время у двух различных народов, обитавших в одном регионе почти в одно и то же время, двух идентичных преданий, центральным сюжетом которых является обоснование этноса первопредка народа, жившего в Северном Причерноморье,  указывает и на возможность конфликта между скифами и греками из-за приоритета в освоении указанной территории. В конце VI в. до н.э. в Северопричерноморские степи вторглись войска персидского царя Дария I Гистаспа, который, как свидетельствовал Геродот, пошел войной на скифов, чтобы отомстить им за двадцативосьмилетнее господство и бесчинства в странах Древнего Востока. Возможно, у Дария были иные причины похода в Северопонтийский регион, но предлог для него, переданный источником, выглядит довольно убедительным, хотя пребывание скифов в Передней Азии и поход Дария I разделяют почти 70 лет. Правда, можно предположить, что Дарий стремился к другой цели. Известно, что незадолго до похода в Северное Причерноморье Дарий предпринял поход на саков (519 г. до н.э.) в восточные районы, где он покорил многие народы, а саков лишь частично. По-видимому, часть непокоренных саков ушла на запад, возможно в Северное Причерноморье, так как в этом регионе археологически фиксируется новая волна кочевников. Возможно, что месть Дария была направлена на этот народ, который, как отмечал Геродот, персы называли саками, а греки — скифами. Вторгшись в Причерноморские степи, Дарий I рассчитывал быстро расправиться со скифами, но это ему не удалось. Скифы выбрали удачную тактику заманивания врага в глубь страны и, не вступая с войсками персов в сражение, измотав его на степных просторах Причерноморья, заставили спасаться бегством, бросив больных и слабых воинов на произвол судьбы. Таким образом скифы победили, получив в истории имя непобедимого народа. Поход Дария на скифов датируется исследователями по-разному, но наиболее вероятной представляется дата, которая относит это событие к 512 г. до н.э. В начале V в. до н.э. скифы, раздраженные Дарием, вторглись во Фракию и дошли до Херсонеса Фракийского, и после этого конфликты скифов и фракийцев усилились. Причины экспансии скифов в западном направлении пока неизвестны. Возможно, они были вызваны деятельностью скифского царя Октамасада, связанного родственными отношениями с фракийской царствующей династией... Таким продолжателем скифской экспансии в западном направлении в IV в. до н.э. выступил царь Атей. Страбон сообщает, что царь Атей объединил племена Скифии от Дона до Дуная. В результате его военной деятельности, весьма активной на протяжении всей долгой жизни (Атей прожил 90 лет), скифы покорили часть фракийцев и стали играть значительную роль не только в Северном Причерноморье, но и на Балканах. Вопрос о том, что представляло собой государство под властью Атея, не имеет пока однозначного ответа. Часть исследователей считает, что Атей был единоличным правителем Скифского государства в границах, указанных Страбоном; другая часть придерживается мнения, что Атей контролировал области Северо-Западного Причерноморья. Считается, что IV век до н.э. — это время, когда Скифия достигла наивысшего экономического, политического и культурного развития, и Атей выступал как равный в переговорах с царем Филиппом II Македонским, чеканил собственную монету в одном из западнопонтийских городов, что действительно свидетельствовало о расширении скифских владений и значительной роли в этом процессе скифского владыки. Усиление скифов не оставило равнодушным македонских правителей, и в 339 г. до н.э. Филипп II Македонский совершил вторжение в Скифию. У реки Истр (совр. Дунай) произошло сражение, в котором погиб сам Атей, и скифам пришлось покинуть Добруджу. Кто наследовал Атею — источники не сообщают. Известно, что у него был сын и, возможно, власть перешла к нему, так как из источников известно, что в Скифии власть передавалась от отца к сыну, за исключением тех случаев, когда она насильственно переходила другому лицу (так в V в. до н.э. уже упоминавшийся царь Октамасад узурпировал власть над скифами у своего брата Скила). Источники свидетельствуют о неспокойной обстановке в Скифии в последующее десятилетие. После смерти Филиппа II в 336 г. до н.э. власть перешла к его сыну Александру III Македонскому, сделавшему своим наместником во Фракии Зопириона, который в 331 г. до н.э. предпринял поход на Скифию. Дойдя до Ольвии, Зопирион осадил ее, но осада окончилась неудачно, и на обратном пути тридцатитысячное войско Зопириона было уничтожено скифами. После этого Александр III Македонский обменялся со скифами несколькими посольствами, одно из которых предложило Александру в жены свою царевну, а также заключение браков между знатнейшими скифянками и македонянами в знак дружественного союза между государствами. Александр Македонский не принял предложений скифского посольства, но нападений на Скифию больше не предпринимал, так как был занят в это время идеей похода в Индию. И лишь после его смерти Лисимах, наместник Фракии в это время, нанес крупное поражение задунайским скифам в 313 г. до н.э., выступившим на помощь городам Каллатии, Истрии и Одессу, которые Лисимах пытался покорить. В 292 г. до н.э. он попытался пройти через земли гетов в Скифию, но был разбит гетами еще до переправы через Днестр.  Скифо-македонские конфликты, имевшие место в IV в. до н.э., способствовали сближению скифов с фракийцами, для которых Македония была не менее опасна, чем для скифов. Однако в это же время обострились отношения скифов с Боспорским царством, правитель которого Перисад I вел войну со скифским царем в последней трети IV в. до н.э. Но, как отмечают исследователи, конфликт скифов с Боспорским царством не носил столь постоянный характер, как это проявлялось в отношениях с Македонией. Уже в 309 г. до н.э. скифы вместе с фракийцами выступили на стороне одного из наследников Перисада I — Сатира II в его междоусобной борьбе с другим претендентом на трон — братом Евмелом. Сатир II был законным наследником Перисада и, как отмечают исследователи, поддерживал тесные отношения со скифами, и его сын после победы Евмела нашел убежище у скифского царя Агара. Политика Евмела была ориентирована уже на сарматские племена, все более усиливавшие свой натиск с востока. Интенсивное движение новых волн кочевников с востока и с запада, как считают исследователи, привело к сокращению территории Скифии, так как на протяжении II в. до н.э. сарматы вытеснили скифов из степей между Доном и Днепром, ограничив тем самым район их обитания бассейнами нижнего Днепра и Буга и степным Крымом. С этого времени начался новый и последний этап истории Скифии, которая с первых веков нашей эры стала именоваться Малой Скифией, в отличие от Великой Скифии, с краткой историей которой мы познакомились выше. Заключительный этап истории скифов, охватывавший период с конца III в. до н.э. до III — IV вв. н.э., освещен письменными источниками весьма скудно. Известно, что Крым стал центром Скифского государства, где находилась резиденция царя скифов Скилура и сына его Палака. Письменные источники сообщают о скифских крепостях в Крыму — это Неаполь, Палакий и Хаб, о войнах скифов с Херсонесом, о сарматах, "которые выступали то как союзники Херсонеса, то как союзники скифов.
Исследователи отмечают, что во II в. до н.э. Скифское государство было достаточно сильным. Оно контролировало Ольвию и сумело поставить Боспорское царство в данническое положение.  Судя по письменным источникам, между скифами и греческими городами Северного Причерноморья велась длительная, непрекращавшаяся борьба. Исследователи отмечают, что такое впечатление складывается в силу пристального внимания античных авторов именно к этой стороне событий в этом регионе. Однако археологические данные свидетельствуют и о мирных отношениях, отразившихся в оживленной торговле скифов как непосредственно с античными городами, так и при их посредничестве с Малой Азией и Грецией. В конце II в. до н.э. посягательства скифов на владения Херсонеса заставили его жителей просить помощи у понтийского царя Митридата VI Евпатора. На помощь Херсонесу, согласно договору, Митридат VI отправил войско во главе с полководцем Диофантом. Диофант был разбит скифским царем Скилуром (сыном Палака), но, оправившись от этого и пополнив войско, прошел в глубь Скифии, захватил владения скифов и царские крепости, после чего возвратился в Понт. Скифы не смирились с утратой своих земель и после ухода Диофанта отвоевали их обратно. Диофант возвратился в Крым и выиграл битву с войском скифского царя Палака. После разгрома скифов Диофант посетил боспорского царя и из-за восстания скифов бежал в Понт, едва спасшись от гибели. Диофанту пришлось столкнуться со скифами еще раз, когда спустя год он был отправлен на Боспор для подавления восстания, которым руководил Савмак. Боспорское царство уже вошло в это время в состав державы Митридата, что, как предполагается, и вызвало недовольство скифов, приведшее к убийству боспорского царя Перисада и восстанию. Диофант выполнил возложенную на него миссию: разгромил восставших и захватил Савмака. Позднее владыка Понта Митридат VI Евпатор заключил союз со скифами, фракийцами и савроматами, но, как полагают ученые, скифы уже находились в зависимости от понтийского царя. Союз распался в 63 г. до н.э., когда Митридат VI Евпатор погиб во время восстания против него, которое возглавлял его сын Фарнак. После войн с Диофантом и событий в Понтийской державе источники очень мало касаются скифской истории, из чего нередко делается вывод о сильном упадке, который на рубеже эр должен был переживать этот народ. Однако археологические данные показывают, что жизнь скифов продолжалась. Они занимались земледелием, животноводством, охотой, ловлей рыбы и различными ремеслами. И, несмотря на то что продолжались вооруженные конфликты с Боспорским царством, скифы, по всей видимости, были достаточно сильны и еще долго досаждали Херсонесу, пока он не отошел к Риму в I в. н.э. А войны с Боспором продолжались и во II в. н.э. В это же время скифы теряют свою власть над Ольвией. В III в. н.э. на Крым обрушились готы, под натиском которых скифам частично пришлось отступить в горные районы и налаживать новую жизнь в этих труднодоступных местах. Нашествие гуннов в IV в. н.э. нанесло последний удар скифам, после чего Скифия перестала существовать и политически, и этнически.
 Но, несмотря на то что скифы ушли с исторической арены, название этого народа осталось в истории. Позднее их именем называли сарматов, готов, алан, печенегов и хазар, а также другие народы, поражавшие своих современников могуществом и силой.


 

                                                      ЛИТЕРАТУРА


Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М.. Л., 1949. Т. 1.
Алиев И. История Мидии. Баку, 1960.
Анохин В. А. Монеты Атея //Скифские древности. Киев, 1973.
Артамонов М. И. Киммерийцы и скифы. Л.. 1974.
Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975.
Блаватский В. Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. М., 1947.
Виноградов В. Б. О скифских походах через Кавказ (по письменным источникам). Грозный, 1964.
Виноградов Ю. Г. Перстень царя Скила: Политическая и династическая история
скифов первой половины V в. до н.э. //Советская/археология. 1980. № 3.
Высотская Т. Н. Поздние скифы в юго-западном Крыму. Киев, 1972.
Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М., Л., 1949.
Граков Б. Я. Скифы. М., 1971.
Цоманский Я. В. О характере греческой колонизации и послеколонизационном
периоде в Северном Причерноморье //Проблемы греческой колонизации Северного и Восточного Причерноморья. Тбилиси,1979.
Дьяконов И. М. История Мидии. М., Л., 1956.
Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1977.
Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990.
Елагина Н. Г. О родоплеменной структуре скифского общества по материалам четвертой книги Геродота //Советская археология. 1963. № 3.
Ельницкий Л. А. Скифия Евразийских степей. Новосибирск, 1977.
Жебелев С. А. Северное Причерноморье. М., Л., 1953.
Каллистов Д. П. Свидетельство Страбона о скифском царе Атее //Вестник древней истории. 1969.№1.
Крупное Е. И. О походах скифов через Кавказ //Вопросы скифо-сарматской археологии. М.,1954.
Кузнецова Т. М. Анахарсис и Скил //Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1984. Вып. 178. С. 11 — 17.
Куклина И. В. Этногеография Скифии <по античным источникам). Л., 1985.
Миллер В. Ф. Осетинские этюды. М., 1887. Т. III.
Мищенко Ф. Г. К вопросу об этнографии и географии Геродотовой Скифии. Киев, 1882.
Мищенко Ф. Г. Этнография России у Геродота //Журнал Министерства народного просвещения. 1886, май.
Надеждин Н. И. Геродотова Скифия, объяснения через сличение с местностями
//Записки Одесского общества истории древностей. 1844. Т. 1.
Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. М., 1985.
Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918.
Ростовцев М, И. Скифия и Боспор. Л., 1925.
Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. М., 1979.
Тереножкин А. И. Об общественном строе скифов //Советская археология. 1966. № 2. С. 33 — 49.
Хазанов А. М. Социальная история скифов, М., 1975.
Черненко Е. В. Скифо-персидская война. Киев, 1984.
Шелов Д. Б. Царь Атей //Нумизматика и сфрагистика. 1965. № 2.
Шелов Д. Б. Скифо-македонский конфликт в истории античного мира //Проблемы скифской археологии. М., 1971.
Шишова А. И. О достоверности географических сведений в скифском рассказе Геродота //Летописи и хроники 1980г. М., 1981.
Шкорпил В. Боспорские надписи, найденные в 1910 г. //Известия археологической комиссии. СПб., 1911. Т. 40.
Шульц П. Н. Скульптурные портреты скифских царей Скилура и Палака //Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1946. Вып. XII.
Яйленко В. П. К вопросу об идентификации рек и народов Геродотовой Скифии //Советская этнография. 1983. № 1.