Киевская Русь - Украина

Боже та Київська Русь-Україна - понад усе!

Информационный портал   email: kievrus.ua.com@gmail.com


25.04.2024

Подивись в мої очі, враже
Герб Украины

Скифы: происхождение и религия

20:22 30-04-2015


Две легенды

Древнегреческий историк Геродот приводит несколько легенд, связанных с происхождением скифов. Первая легенда гласит о том, что своим праотцом скифы считали «первого человека» Таргитая, который родился в их земле, некогда бывшей безлюдной пустыней. Родителями Таргитая были Зевс (очевидно, верховное скифское божество - Папай) и дочь реки Борисфена (Днепра). От Таргитая родилось три сына: Арпоксай, Липоксай и младший - Колоксай (Колаксай). Однажды при них на землю упали золотые священные дары: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первый увидевший эти предметы, подошел ближе, желая их взять, однако при его приближении золото всполохнуло ярким огнем. Потом подошел средний брат и золото снова загорелось, не даваясь в руки. А когда наступила очередь Колоксая, младшего брата, горение сразу прекратилось, и он взял золото себе. Старшие братья поняли значение чуда и передали ему все царство. Именно от Колоксая вели свое происхождение скифские цари. В наибольшем из их владений хранилось священное золото, с которым были связаны празднества, ежегодно проводившиеся в день весеннего равноденствия. Кстати, некоторые исследователи считают, что на знаменитой пекторали из кургана Толстая Могила (Никопольский район) запечатлены последние приготовления скифов к празднествам, посвященным небесным дарам.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel31.jpg

Фрагмент пекторали из кургана Толстая Могила. Никопольский район

Вторая легенда называет праотцом скифов Геракла, сына Зевса. Путешествуя по бескрайним просторам Северного Причерноморья, он однажды прилег отдохнуть и крепко заснул. Проснувшись, Геракл увидел, что его кони куда-то пропали. Их поиски привели Геракла в лесистую местность, которая называлась Гилеей - в Днепровские плавни. В глубокой пещере он увидел полудеву-полузмею, которая сказала, что кони находятся у нее. За их возвращение она потребовала от Геракла вступить с ней в брак. От этого брака родилось три сына - Агафирс, Гелон и Скиф. Однажды полудева-полузмея спросила у сына Зевса, кому из них передать страну, в которой она жила. Геракл оставил ей один из своих луков, а также пояс, на конце которого висела золотая чаша. Он сказал: «Отдай свою страну тому из сыновей, который сможет подпоясаться этим поясом и натянуть лук». Агафирс и Гелон не смогли сделать этого, и только Скиф, младший сын Геракла, выдержал испытания, назначенные отцом. Он и стал родоначальником всех скифских царей.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel30.jpg

Изображение Геракла на монете царя Атея. IV в. до н.э.

Многие современные историки считают, что эта легенда была создана изобретательными эллинами, желавшими подчинить Скифию своему культурному и политическому влиянию. Однако между греческим и скифским Гераклом есть существенная разница, которую трудно не заметить. Если у греков он всего лишь герой (сын Зевса и смертной женщины Алкмены) и основатель правящих династий, то у скифов - бог и предок всего народа. Геродот и другие античные историки сообщают, что скифы почитали Геракла как «настоящего» бога. В связанной с ним скифской легенде лук и пояс, на мой взгляд, фигурируют совсем не случайно. Назначив сыновьям испытания, Геракл оставил полудеве-полузмее… «один из своих луков». Из этого следует, что у скифского Геракла было, как минимум, два лука. Известно, что знатные скифы и дружинники часто носили по два лука, а о том, какими первоклассными стрелками они были, вполне емко и убедительно свидетельствует Геродот: «Каждый из них - конный стрелок». В тоже время в Греции лук никогда не считался особенно почитаемым видом оружия. В VI-V вв. до н.э. эллины приняли на вооружение скифский лук, а в военное время они нередко пользовались услугами наемных скифских лучников (см. статьи «Скифское оружие» и «Скифские «солдаты удачи»). Оставленный Гераклом полудеве-полузмее, помимо лука, пояс, думаю, был не простым, а боевым. Боевые пояса с металлическим набором - скифское изобретение. К нему подвешивались лук, меч и  другое оружие. Очевидно, скифский Геракл хотел, чтобы один из его сыновей, унаследовавший царство, стал настоящим воином, достойным защитником родной земли. Все это говорит в пользу того, что изначально данная легенда была скифской. Изобретательные греки, скорее всего, лишь «переосмыслили» и «подправили» ее для достижения своих целей (см. статью «Скифы и греки»).

Интересно, что Геродот, который не только составил список скифских богов, но и привел их греческие «эквиваленты», не называет скифского имени Геракла. Вполне возможно, потому, что в этом случае греческое и скифское имена попросту совпадали.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel20.jpg

Геродот
Фото: www.uk.wikipedia.org

В обоих легендах происхождение скифов по материнской линии связано с Приднепровьем. Как в первый, так и во второй легенде, все царство достается младшему из сыновей. В связи с этим уместно вспомнить, что у скифов, которые вели счет родства по мужской линии, старшие сыновья получали долю имущества еще при жизни главы семьи, а младший из сыновей становился наследником отцовского хозяйства. В первой легенде легко уловить элементы, восходящие к бронзовому веку, в ней же обожествляются орудия земледелия - плуг, ярмо и секира. В обеих легендах также фигурирует золотая чаша - особый ритуальный сосуд. По словам Геродота, скифы носили на поясе золотые чаши. Эти ритуальные сосуды неизменно входили в состав погребального инвентаря скифских царей.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel07.jpg

Чаша. Серебро с позолотой. IV в. до н.э. Курган Солоха

С ранних времен золотые чаши наряду с золотыми украшениями, оружием, табунами лошадей и стадами скота являлись у скифов основным мерилом богатства. В исторических документах упоминаются знатные скифы, владевшие десятью и более золотими чашами, 8-10 четырехместными повозками, множеством табунов лошадей, стад крупного рогатого скота и отар овец. Социальная структура скифского общества была очень сложна и многогранна. Господствующее положение занимали царские скифы, которые называли себя «лучшими и самыми многочисленными».

По отношению к ним все другие племена считались зависимыми, «подвластными» и «рабами». Во главе страны стояли цари (сначала - три, потом - один) и родовые старейшины. Свое происхождение скифские цари вели от Геракла, которого скифы почитали как «настоящего бога», потому и царская власть считалась божественной и являлась наследственной. Цари исполняли судебные функции, являлись главными жрецами и верховными главнокомандующими.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel60.jpg

Разные социальные группы скифов. Изображение на чаше из кургана Гайманова могила. IV в. до н.э. 

Прорисовка Ковпаненко Г.С.

До IV в. до н.э. власть царя была ограничена «советом скифов» - народным собранием, которое обладало правом смещать царей и назначать новых из числа царской семьи. Привилегированное положение в скифском обществе занимали царские дружинники (ближайшее окружение царя) и жрецы. Основная масса рядового населения не была однородной и делилась на «восьминогих» (имевших одну повозку, запряженную парой волов) и «бесчестных» (самых бедных). Последние не имели ни повозок, ни лошадей и считались людьми «самого низкого происхождения».

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel54_ru.jpg

Социальная структура скифского общества

Людей, захваченных в плен, скифы превращали в рабов. Одних они продавали грекам (см. статьи «Скифская торговля» и«Скифские «солдаты удачи»), а других оставляли в услужение себе. Рабов имели не только самые богатые, но и средние, и даже некоторые рядовые скифы. Рабы ухаживали за скотом, выполняли различные бытовые работы, использовались в качестве личных слуг. После смерти их хоронили без вещей, у ног господ, за стенками могил, часто в скрученном положении. Они оставались бесправными даже после смерти.

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel59.jpg

Скиф, принесший дань своему господину. Изображение на чаше из кургана Гайманова могила. IV в. до н.э.

Скифы и киммерийцы

Сопоставление легенд и исторических сведений приводит к выводу, что население Скифии сложилось из пришедших с востока племен и аборигенов. Близость языка и культуры тех и других способствовали естественному процессу их слияния. Очевидно, первые скифы появились в Северном Причерноморье задолго до VIII в. до н.э., а их переселение происходило несколькими волнами, причем промежутки между ними могли составлять не одно столетие. Сами скифы, по свидетельству Геродота, считали, что их предки жили на берегах Днепра за тысячу лет до похода персидского царя Дария, то есть уже в середине II тыс. до н.э. Вполне вероятно, так оно и было на самом деле. Долгое время скифы мирно уживались в наших степях с киммерийцами, ведя совместно с ними успешные войны против переднеазиатских империй (см. статью «Скифское войско»). В дальнейшем, по мере увеличения численности скифского населения в Северном Причерноморье и возрастания политического влияния скифов в регионе, отношения между союзниками испортились. Согласно Геродоту, киммерийцы, опасаясь борьбы с грозным врагом, ушли через Кавказ в Малую Азию, а их вожди, не желая покидать свои земли, разделились на две части и во взаимной битве перебили друг друга. Как писал «отец истории»: «И теперь еще есть в Скифии киммерийские стены, киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор».

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel29.jpg

Киммерийские стрелы, удила и псалии. VIII-VII вв. до н.э.

Зольный курган. Крым

Одним из первых, кто попытался определить киммерийский период в древней истории нашей страны, был известный археолог Самоквасов Д.Я. В вышедшем в 1892 г. в Варшаве труде под названием «Основания хрогологической классификации древностей  Европейской России» он выделил наиболее ранние древние погребения, сопровождавшиеся каменными и бронзовыми орудиями, и отнес их к эпохе, которую назвал киммерийской. Ученый признал эту эпоху временем, предшествующим вторжению основной массы скифов в Северное Причерноморье, в соответствие с тем, как оно было освещено в историческом придании у греческого историка V в. до н.э. Геродота. Распространение железа в наших степях Самоквасов Д.Я.  непосредственно связывал с приходом скифов. «Могильники киммерийской поры, - писал он, - отличаются от могильников последующих исторических эпох главным образом тем, что не содержат в себе оружия и орудий домашнего быта из глины, кости, камня, меди; могильники этой эпохи относятся к тому времени, когда древнейшим обитателям Русской земли еще неизвестно было употребление железа на человеческие нужды». В работе «Могилы Русской земли» (Москва, 1908 г.) ученые выделили киммерийскую, а также следующие за ней скифскую, сарматскую и другие исторические эпохи. Он считал, что этническая атрибуция известных ему археологических памятников должна явиться дальнейшей задачей науки. В начале ХХ века большинство археологов обычно относило к киммерийским все захоронения бронзового века со скрюченными костяками, найденные в курганах на юге Российской империи.

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel41.jpg

Самоквасов Д.Я.

 Фото: www.ru.wikipedia.org

 

В 1901 и 1903 гг. археологом Городцовым В.А. были осуществлены массовые раскопки курганов в Екатеринославской и Харьковской губерниях. Выделив древнеямную, катакомбную и срубную культуры, достаточно прочно обосновав их относительную и даже абсолютную хронологию, исследователь ускорил ход развития киммерийской проблемы. Еще в середине 20-х годов ХХ века он, ранее других ученых, поставил в науке вопрос о необходимости изучения киммерийцев. Кимме6рийскую культуру Городцов В.А. предложил выделить по тому кругу кладов бронзовых орудий из Северного Причерноморья, которые можно было бы поставить приблизительно в один хронологический ряд с такими известными на соседних территориях культурами, как гальштатская (в Запрадной Европе), Кобанская (на Кавказе) и ранняя ананьинская (в области Волги и Камы). Данные культуры он считал хронологически соответствующими позднейшему предскифскому периоду.

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel43.jpg

Городцов В.А.

Фото: www.dic.academic.ru  

 

Гипотеза Городцова В.А., к которой он не раз возвращался в своих трудах («К вопросу о киммерийской культуре», Москва, 1928 г. и др.), получила широкое признание. Многие бронзовые вещи (клепанные котлы, кельты, кинжалы некоторых типов), обнаруженные в южных степях, стали называть киммерийскими. После того, когда выяснилось, что эти орудия являются позднесрубными, эту культуру также стали отождествлять с киммерийцами.

Известный советский ученый Граков Б.Н. еще в конце 30-х годов ХХ века пришел к выводу, что в наших степях в предскифское время одновременно обитали киммерийцы и прямые предки скифов, отождествленные со срубной культурой. Данную гипотезу он впервые высказал в своей работе «Скіфи», вышедшей в Киеве в 1947 г. на украинском языке. Более аргументировано ученый изложил ее в труде «Каменское городище на Днепре» (Москва, 1954 г.)

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel42.jpg

Граков Б.Н.

Киммерийцы - древнейший из известных по-своему название народов, живших в наших степях. Они принадлежали к одной языковой группе со скифами и сарматами, а также имели схожие культуры. По мнению профессора Бориса Гракова, киммерийской эпохой следует считать «время, от рубежа II и I тысячелетий до н.э. до начала собственно скифской эпохи, то есть до второй полвины VII века до н.э.».

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel28.jpg

Киммериец. Изображение на греческой вазе

Первое упоминание о киммерийцах относятся к XIV-XII вв. до н.э. Живший в VIII в. до н.э. греческий поэт Гомер помещает их земли у крайних границ обитаемого мира, у входа в подземное царство Аида. В «Одиссее» говорится, что родина киммерийцев всегда окутана «мглою и тучами», через которые не проглядывают солнечные лучи. В «Илиаде» они называются народом «удивительных доильщиков кобылиц», жившим к северу от Трои, за «конеборными фракийцами и сражающимися врукопашную мисийцами». Весьма примечательно, что более поздние античные писатели и историки называют «доильщиками кобылиц» то скифов (Гессиод VII в. до н.э.), то киммерийцев (Каллимах, 310-235 гг. до н.э.). По всей видимости, данная путаница лишний раз свидетельствует о том, что оба этих народа с давних времен жили в наших степях, входили в единый военно-племенной союз и совершали совместные походы. В клинописных документах VII в. до н.э., относящихся ко временам царствования Асархаддона (681-668 гг. до н.э.) и Ашурбанипала (668-626 гг. до н.э.) бок о бок упоминаются ишкуза-ашкуза (скифы) и гамирра-гимирра (киммерийцы). Известный географ древности Страбон (63 г. до н.э. - 23 г. н.э.) упоминает, что киммерийцы совершали свои походы в Азию и области Средиземноморья еще до времен Гомера.

 

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel40.jpg

Киммерийские всадники. Изображение на этрусской вазе VI в. до н.э. 

В библейских текстах (пророчестве Иезекииля и др..) вторжение скифов и киммерийцев отражено как «божья кара»: «Вот идет народ из северной страны… держит лук и короткое копье (возможно, речь идет о дротике - С.Т.), жесток он! Они не сжалятся! Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились как один человек…». «Народ издалека… Народ древний, языка которого ты не знаешь, колчан его, как открытый гроб (по всей видимости, столь образно библейский автор описывает скифские и киммерийские гориты - С.Т.), все они люди храбрые…». Первые ассирийские надписи (разведывательные данные - глиняные письма шпионов царю) о походах в Закавказье народа «гимири», относятся еще ко второй половине VIII в. до н.э. В этих же документах содержатся упоминания о том, что такие походы имели место еще столетием раньше, т.е. в IX в. до н.э. Весьма показательно, что память о славных воинах, пришедших с севера, долгое время сохранялась в легендах и преданиях многих народов Закавказья и Малой Азии, а слово «гмири» в грузинском языке до сих пор означает великан.

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel39.jpg

Киммерийские всадники. Ассирийское изображение VII в. до н.э.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel47.jpg

Находки скифского оружия и конского снаряжения в Закавказье (по Погребовой М.Н.) 

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel27.jpg

Посуда, конское снаряжение и орудия труда киммерийцев

При киммерийцах, которые овладели секретом получения железа из болотной руды в XVI-XV вв. до н.э., в Северном Причерноморье произошло переход от бронзового века к железному. Следует отметить, что по уровню железоделательного производства они значительно превзошли все народы Восточной и Средней Европы, а в X-IX вв. до н.э. у них уже получила распространение цельножелезное оружие. Вооружение киммерийского воина позднего периода состояло из длинного (до 1м 8 см) стального меча, кинжала, круглой булавы с каменным или бронзовым навершием, сложного лука и стрел с втульчатыми наконечниками. Последние сначала изготавливались из кости и бронзы, а в более позднее время из железа. Киммерийский лук был предшественником знаменитого скифского лука и отличался отменными боевыми качествами. Из него киммерийцы, лихо обернувшись в седле, могли поразить преследовавшего их противника. Для ношения лука и запаса стрел использовался специальный футляр - горит. Киммерийский горит имел одну оригинальную особенность - сверху он закрывался крышкой.

В героических сказаниях и былинах времен Киевской Руси фигурируют мечи-кладенцы, завладеть которыми стремятся богатыри и герои. Так, знаменитому Илье Муромцу удается завладеть таким мечом, одержав победу над Святогором, богатырем колосального роста. Создатели народного эпоса наделяют это оружие магической, поистине всепобеждающей силой. Очевидно само слово «кладенец» происходит от слова «клад» («обнаруженный в кладе»). Вероятно, упоминаемые в былинах мечи-кладенцы являются киммерийскими мечами, которые средневековые жители нашей страны могли находить в древних кладах. К таким мечам относились с большим уважением, считая их оружием героических предков. Сами собой распространялись легенды о волшебных свойствах «кладенцов». Один из таких мечей был обнаружен украинскими археологами в киммерийском кладе на Суботовском городище в Чигиринском районе. Этот великолепный стальной меч был снабжен бронзовой крестовидной рукоятью, а его длина превышала 1 м.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel50.jpg

Киммерийское оружие.

Реконструкция Торопа С.О.

Иногда в погребениях киммерийских воинов находят бронзовые секиры и боевые каменные топоры (архаичное оружие предков). Лишь немногие киммерийцы пользовались деревянными и обтянутыми кожей щитами. Отсутствие в погребениях киммерийских воинов защитных доспехов говорит о том, что последними они, скорее всего, не пользовались. Лишь в конце VIII-начале VII вв. до н.э. у некоторых знатных киммерийцев могли появиться доспехи, изготовленные в Закавказье и Малой Азии. Во времена совместных со скифами походов в Малую Азию основу киммерийского войска составляла легкая конница. Тяжелой кавалерии, в отличии от скифов, у киммерийцев не было.

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel37.jpg

Киммерийский воин. X-IX вв. до н.э. 
Реконструкция Торопа С.О.

В прежние годы ряд исследователей относили киммерийцев к числу народов фракоязычной группы, однако более поздние исследования подтвердили и ранее бытовавшую точку зрения о том, что киммерийцы принадлежали к той же группе ираноязычных племен, что и скифы, составляя западную ветвь этого огромного мира. Очевидно, что они жили в наших степях еще в эпоху бронзы, поэтому ученые обычно отождествляют их с племенами срубной культуры, которые вели оседлый образ жизни и имели комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Рубеж I тыс. до н.э. ознаменовался переходом к более прогрессивному в то время кочевому скотоводству, позволявшему с наименьшими затратами труда овладевать обширнейшими и богатейшими пастбищными степными угодьями. Основной специализацией скотоводства киммерийцев было коневодство - не зря многие древние авторы называли их народом «удивительных доильщиков кобылиц». С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах. На территории Никопольского района такие захоронения были обнаружены в окрестностях города Орджоникидзе (Свинарева могила), поселка Шахтер, города Никополя и во многих других местах.

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel49.jpg

Знатный киммерийский воин. 
Реконструкция Торопа С.О.

Подобно многим другим народам, обитавшим на территории южных степей, киммерийцы устанавливали над могилами памятные каменные антропоморфные стелы (без головы). На их верхней части обычно изображались ожерелье и разные символические значки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображался широкий пояс, к которому подвешены меч, кинжал или нож, горит с луком и стрелами, точильный брусок.

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel38.jpg

Киммерийская каменная антропоморфная стела IX в. до н.э. 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel51_ru.jpg

 Погребения киммерийского времени на территории Никопольского района

Киммерийская одежда была во многом похожа на скифскую. Это сходство в первую очередь связано с тем, что оба народа жили в сходных климатических условиях. Одежда степных кочевников была идеально приспособлена для открытых обширных просторов Евразии и умеренно-континентального климата - лютых зимних морозов, продолжительной летней жары, пронизывающих ветров и т.д. Киммерийские мужчины носили короткие кожаные куртки, узкие штаны, мягкие полусапоги. Самыми распространенными головными уборами киммерийцев были высокие островерхие башлыки. Их изображения можно обнаружить на греческих и этрусских вазах, ассирийских фресках и рельефах, относящихся к VIII-VI вв. до н.э. О женской одежде киммерийцев, к сожалению, почти ничего не известно.

 

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel48.jpg

Киммерийский лучник. 
Реконструкция Торопа С.О.

Скорее всего, киммерийские мужчины носили головные уборы различных типов. Многие слышали о так называемом «фригийском колпаке» - головном уборе, ставшем в конце XVIII в. символом свободы в революционной Франции. Государство под названием Фригия в древние времена действительно существовало и находилось в Малой Азии, вот только сами фригийцы вряд ли являлись авторами «фригийского колпака», изобретение которого им упорно пытаются приписать уже не одно столетие. По всей видимости, они лишь позаимствовали его у киммерийцев, которые не раз посещали и завоевывали Фригию. Ярким подтверждением данной точки зрения являются изображения киммерийцев в головных уборах, точь в точь похожих на знаменитые «фригийские колпаки». Такие изображения встречаются на греческих и этрусских вазах.

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel53.jpg

Головные уборы времен Французской революции. Конец XVIII в.

В первые века I тыс. до н.э. значительная часть оружия, которым пользовались киммерийские воины (главным образом, киммерийская знать) имела кавказское происхождение. В этот период многие районы Закавказья и Кавказа служили своеобразной мастерской, снабжая бронзовым оружием окружающие народы в поразительном изобилии. Особенно популярными там были булавы, топоры, мечи, кинжалы, копья и вилы из бронзы. Щиты в основном были плетеными, обтянутыми шкурой. Наконечники стрел часто изготавливали из обсидана - стекловатой вулканической горной породы красного и серого цвета, с раковистым, режущим изломом. Данная порода, иногда также называемая вулканическим стеклом, образуется при застывании вязких разновидностей кислой липаритовой лавы. Она хорошо полируется и еще с давних времен широко использовалась для изготовления различных поделок и оружия. Стрелы с обсидановыми наконечниками обладали незаменимыми боевыми качествами. Очень твердые, они легко пробивали мягкие панцири, и в то же время, будучи очень хрупкими, они часто ломались в теле врага. На Кавказе и в Закавказье изготавливались кожаные панцири, обшитые круглыми бляхами различной величины. Для защиты тела служили и широкие пояса из листовой бронзы или толстой кожи. Бронзовые шлемы использовались редко и походили на те, что изготавливались в Малой Азии.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel44.jpg

Воин Закавказья. IX-VIII вв. до н.э. 
Реконструкция Горелика М.В.

Походы скифов и киммерийцев ускорили формирование военной организации этих народов, направленной на покорение других племен и территорий. Заметно усилилась власть царей и родоплеменной аристократии, а военное могущество степных кочевников поднимало их вождей до уровня восточных владык. Очевидно уже в начале VIII в. до н.э. военная организация скифов стала более совершенной и мощной, что позволяло их царям все чаще предъявлять свои претензии на ведущую роль в скифско-киммерийском союзе. По всей видимости, отношения между союзниками время от времени обострялись, но очевидно эти конфликты носили лишь временный характер и никогда не являлись затяжными. В пользу данной точки зрения красноречиво говорит тот факт, что в VIII-VII вв. до н.э. союзное войско вело боевые действия на кажущихся даже сегодня громадными просторах - от западного побережья Малой Азии до южного берега Каспийского моря. Скоординированные действия на столь внушительной территории могла успешно вести только регулярная, хорошо управляемая армия. Вполне очевидно, что осуществлять масштабные операции и координировать удары войск было бы невозможно без наличия единого коалиционного командования. Такое попросту не под силу готовым в любую минуту вцепиться друг другу в горло, «союзникам»!

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel46.jpg

Киммерийский всадник. IX-VIII вв. до н.э. 
Реконструкция Торопа С.О.

Скорее всего, еще в VIII в. до н.э. значительная часть киммерийских вождей, смирилась со сложившейся ситуацией и пополнила элиту образовавшейся на необозримых просторах Евразии империи скифов. Лишь какая-то их часть, не желая признать над собой власть скифских царей, возможно, поступила так, как об этом рассказано в «Истории» Геродота - во взаимной битве перебила друг друга. Известно, что еще в 676-674 гг. до н.э. киммерийцы и скифы в союзе с Урарту разгромили Фригию и вторглись в Лидию. После Лидийского похода киммерийцы фактически исчезли с исторической арены.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel45.jpg

Киммерийские воины. VIII в. до н.э. 
Реконструкция Торопа С.О.

Похоже, сообщение Геродота об изгнании всех киммерийцев из Северного Причерноморья не является достоверным. Если поверить рассказу «отца истории» о взаимной битве «киммерийских царей» и их погребении в огромном кургане, то возникает закономерный вопрос: «Кто же тогда мог насыпать этот курган, если рядовые киммерийцы якобы еще до прихода скифов покинули страну, опасаясь борьбы с «грозным врагом»? Значительная их часть, без сомнения, осталась в родных местах и была ассимилирована скифами, оказав значительное влияние на культуру воинственных кочевников. Сохранившийся в эпической форме рассказ, переданный «отцом истории», повествует о войне вернувшихся из Передней Азии скифов с молодым поколением народа, населявшего Боспор Киммерийский (Керченский полуостров), которое собрало сильное войско и выкопало широкий ров «от Таврических гор до озера Меотиды» (Азовского моря). В последних без труда угадываются потомки киммерийцев, предпринявшие отчаянную попытку вернуть утраченную независимость. После «многих битв» скифы одержали над ними победу. Хотя данный рассказ содержит целый ряд неправдоподобных моментов, по мнению многих историков, в его основе лежат реальные события, связанные с образованием могучей скифской империи. Исследователи также полагают, что на электровом налучии из кургана Солоха изображена битва вернувшихся из похода престарелых скифов с молодыми «потомками рабов».

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel10.jpg

Бой старых конных скифов с молодыми воинами. Изображение на налучии.
IV в. до н.э. Курган Солоха

Геродот, опираясь на скифские легенды, назвал их «самым молодым из всех народов», однако другие древние авторы по поводу возраста скифов придерживались диаметрально противоположной точки зрения. Например, Помпей Трог отмечал: «Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения… Скифы вовсе не признавали умеренность климата доказательством древности… Насколько климат Скифии суровее египетского, настолько выносливее там тела и души… Египет… мог и может быть возделываем только под условием заграждения Нила и поэтому кажется последней страной в отношении древности обитателей, так как он и образован, по-видимому, позднее всех стран посредством царских плотин или иловых наносов Нила. Такими доказательствами скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения». По свидетельству Павла Орозия, еще в III-II тыс. до н.э. скифы неоднократно устанавливали контроль над всей Передней Азией (около 2109 г. до н.э. их господству в Шумере и Ассирии якобы положил конец ассирийский царь) и вели войны с Египтом.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel19.jpg

Павел Орозий
Фото: www.ru.wikipedia.org

Многочисленные античные историки непосредственно связывают скифов с таинственными «народами моря», которые вторглись на Ближний Восток и Балканы в конце ХІІІ - начале ХІІ вв. до н.э. Примерно к этому же времени относятся и первые легенды о походах амазонок в Европу и Малую Азию (вплоть до Афин и Трои). Они даже нашли свое отражение на знаменитом паросском мраморе - учебной хронологической таблице 264-263 гг. до н.э., по которой эти события датируются 1256/1255 гг. до н.э. О них упоминается и в рассказе современника Цезаря и Августа Николая Дамасского. По всей видимости в данных легендах отражены реальные исторические события, связанные с древнейшими походами живших у Меотиды (Азовского моря) племен, скифов и киммерийцев, в Малую Азию и Грецию. По свидетельству историка Павла Оросия, около 1234 г. до н.э. произошла война скифов под руководством царя Таная с Египтом. Лишь прибегнув к помощи других африканских народов (ливийцев и эфиопов), египетский фараон сумел отразить нападение.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel23.jpg

Битва египтян с «народами моря». Древнеегипетская фреска

Около 800 г. до н.э Скифская империя простиралась от Волги до Дуная. Примерно в это время была установлена и тройственная система правления: первый род правил от Волги до Северного Кавказа и Дона, второй - между Доном и Днепром, третий - между Днепром и Дунаем. Такое деление страны отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием (512 г. до н.э.). Царь Идантирс (Иданфирс) - предводитель самого крупного и сильного воинского соединения, считался старшим.

Племена, относившиеся к зависимым, «подвластным», платили царским скифам дань, размер которой, вероятно, во многом зависел от степени этнического родства. В наиболее привилегированном положении, по сравнению со всеми остальными, находились скифы-кочевники и скифы-земледельцы.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel18.jpg

Скифия в І тыс. до н.э.
Фото: www.ru.wikipedia.org 

Своего наивысшего могущества Великая Скифия достигла в IV в. до н.э. На Никопольщине, где по описанию Геродота находилась «священная земля Геррос», об этом времени напоминают многочисленные скифские курганы, самыми известными из которых являются Чертомлык и Толстая Могила (см. статью «Скифские курганы»). Обнаруженные в них «сокровища степных пирамид» ныне украшают крупнейшие музеи Киева и Санкт-Петербурга (см. статью «О чем поведала Чертомлыкская амфора»).

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel12.jpg

Скифские курганы. Никопольский район

Скифские боги

 

Каким богам поклонялись скифы? Геродот приводит в своей «Истории» разговор посла персидского царя Дария І Гистаспа со скифским царем Идантирсом (Иданфирсом, Антиром). В ответ на предложение Дария прекратить сопротивление и признать себя его данником царь скифов якобы сказал следующее: «Владыками же своими я признаю только Зевса, моего предка, и Гестию, царицу скифов». 

«Отец истории» не только сообщает ценные сведения о скифских богах, но и называет их греческие эквиваленты. 

Верховный бог скифов носил имя Папай. Он отождествлялся с небом и являлся аналогом древнегреческого Зевса. Изображение Папая можно увидеть на известном бронзовом навершии из урочища Лысая Гора (недалеко от г. Днепропетровска). В 1963 г. подобное навершие было обнаружено и в районе села Марьянское (Днепропетровская область).

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel09.jpg

Бронзовое навершие с изображением бога Папая. 
Урочище Лысая Гора. Днепропетровская область

 

Апи, Апия (греческая Гея) - супруга верховного бога Папая, богиня земли и воды, прародительница скифов. Брак Папая и Апи символизировал объединение земной, водной и небесной сфер, заключение священного союза между Землей и Небом. Скифы почитали эту богиню как Всероженицу и Обережницу, часто украшали ее изображением конские налобники и защитное снаряжение. По всей видимости, она имела и военное значение. Возможно, пропитывая стрелы змеиным ядом и выпуская их в своих противников, скифы приносили дань великой змееногой богине, превращая в огромный жертвенный алтарь поле боя (см. статью «Скифы - родоначальники психической атаки»). На известных изображениях туловище Апи обычно заканчивается двумя змеями или вырастает из растительных побегов.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel05.jpg

Изображение змееногой богини Апи на конском налобнике.

Курган Большая Цимбалка. Запорожская область

Табити (греческая Гестия) - богиня огня и домашнего очага, наряду с Папаем и Апи принадлежала к числу главных и особенно почитаемых скифами богов. В ней воплощалось представление о семейном и родовом единстве. В разговоре с послом персидского царя Идантирс упоминает Табити (Гестию) не случайно. Царь считался у скифов сакральным главой общества, поэтому общественная роль культа царского очага как общего религиозного центра была очень велика. Клятва «царскими гестиями» (божествами царского очага) считалось наиболее священной, ее нарушение каралось смертью. Изображение Табити встречается на золотых бляшках из скифских царский курганов.

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel04.jpg

Богиня Табити с зеркальцем в руках дает наставление юному скифу. Изображение на Золотой бляшке

 

Аргимпаса, Артимпаса (греческая Афродита) - богиня любви. У скифов она олицетворяла функции плодородия, в основном человеческого и животного. Возможно, имела военные функции. Известны изображения этого божества в виде царицы зверей. Могущественные жрецы культа Афродиты-Аргимпасы (анареи или энереи), по сообщениям Геродота и Псевдо-Гиппократа занимались изречением пророчеств и поиском злоумышленников.

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk-odezha/skif-odezha25.jpg

Скифская богиня любви Аргимпаса.

Изображение на вазе из кургана Чертомлык. Никопольский район

Гойтосар Гойтосир, Эйтосир (греческий Аполлон) - солярный бог, хранитель скота, победитель чудовищ, волшебник. Обычно изображался в виде орла, коня, оленя или солнечного знака.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel32.jpg

Скифский знак солнца изображался в виде пяти соединенных кругов. Нашивная золотая бляшка.

Курган Толстая Могила. Никопольский район

Бог войны (греческий Арей) - у скифов, по-видимому, также исполнял роль бога грозы и атмосферных явлений. Геродот не называет его скифского имени, однако, возможно, оно звучало как Ваю (Вайю) или Вей (Вий). Воплощением бога войны служил старинный железный меч. Война и оружие играли в жизни скифского общества большую роль, поэтому и значение этого бога было очень высоко. Только в честь бога войны, если верить Геродоту, скифы сооружали  «в каждом номе по округам» специальные святилища. По описаниям античных авторов, они представляли собой возвышения из хвороста с площадкой по верху. На этой площадке устанавливался меч. В жертву богу войны скифы приносили не только скот, но и людей - каждого сотого из числа военнопленных. В честь него ежегодно проводились празднества, на которых особо отличившиеся в боях воины награждались чашей вина, исполнялись ритуальные танцы и устраивались состязания по борьбе и стрельбе из лука. Стоит отметить, что современные археологические исследования на юге Украины пока не подтверждают сообщения Геродота о существовании у скифов многочисленных святилищ, посвященных богу войны. Однако имеются довольно многочисленные подтверждения существования культа оружия.

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel13.jpg

Ручка скифского меча

 

Фагимасад (греческий Посейдон) - морской царь, «колебатель земли». Культ этого бога был достаточно широко распространен в Северном Причерноморье и в греческих городах-государствах. Так, династия боспорских царей вела свое происхождение от Геракла и Посейдона, а, по сообщению Геродота, Фагимасада (Посейдона) особенно чтили царские, правящие скифы.

Скифский Геракл - бог весны и солнечного света, победитель Дракона (Гидры). В отличие от греческого Геракла-героя, он всегда был полноценным богом, а его культ был приурочен к циклам солнечного света и распространен в Северном Причерноморье с давних времен. Отсюда в ХІ в. до н.э. он очевидно проник на Балканы вместе с «пришедшими с севера и основавшими несколько царских династий» дорийцами. Однако в Греции данный культ со временем деградировал, а скифский Геракл-бог превратился в греческого Геракла-героя… 

Прошли века и появившиеся в Северном Причерноморье греческие колонисты начали «мирное наступление на варваров», желая подчинить местное население своему культурному и политическому влиянию. Этой цели с успехом служил «совместный» культ Геракла-Таргитая. Существовавшая у скифов собственная мифологическая генеология была слита с греческой, а местная древняя легенда соответствующим образом «подправлена» - скифский Геракл-бог был подменен греческим Гераклом-героем. Если учесть, что имена скифского и греческого Геракла, возможно, совпадали, осуществить подобную подмену было не так уж и сложно. Но какое огромное идеологическое значение она имела! Прародителями скифов становились местная змееногая богиня и… греческий герой Геракл. Без сомнения, Геродот доносит до нас эллинизированный вариант древней скифской легенды, однако тот факт, что первоначально в ней фигурировал скифский бог, сомнения не вызывает.

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel08.jpg

Изображения на золотых бляхах из скифских курганов:

а, в - Геракла, б - Медузы Горгоны

 

У скифов функции жрецов обычно выполняли цари и представители знати, однако наряду с этим существовала и обособленная прослойка жрецов. Какие-либо специальные храмы не сооружались, а в жертву богам (за исключением бога войны) приносили скот, чаще всего - лошадей. На Никопольщине в женских захоронениях (по всей видимости, знахарок или жриц) встречаются магические предметы - зеркала, некоторые виды сосудов, конская узда, очищенные щипцы, жертвенные бронзовые ножи (их обычно находят попарно).

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel21.jpg

Скифское зеркальце. Бронза. IV в. до н.э.

Ценные сведения о жрецах энереях (анареях) оставил древнегреческий историк Геродот: «Энереи - женоподобные мужчины - говорят, что искусство гадания даровано им Афродитой. Гадают они при помощи липовой мочалы. Мочалу эту разрезают на три части и полоски наматывают вокруг пальцев, а затем вновь распускают и при этом произносят предсказания». Энереи могли обвинить любого скифа в нарушении клятвы царского очага, считавшейся священной. Если вину несчастного удавалось доказать, его ожидала неминуемая казнь, а все имущество доставалось жрецам. Однако и самих жрецов могли объявить лжепророками и казнить. У скифов, по словам Геродота, существовал даже особый вид казни для провинившихся прорицателей: «На запряженный быками воз наваливают доверху хвороста. Прорицателей со связанными ногами и скрученными за спиной руками запихивают в кучу хвороста. Хворост поджигают и затем пугают и погоняют быков. Нередко вместе с прорицателями в огне гибнут и быки. Но все же, когда дышло обгорит, быкам иногда удается спастись, получив ожоги».

 

Иногда на скифских курганах устанавливали, как правило, грубо обработанные гранитные или известняковые плиты с высеченными на них изображениями воинов. На шее подобных «идолов» обычно изображена гривна, руки согнуты в локтях, в левой или правой руке находится ритон, поднятый к подбородку. Чаще всего бывает выделен пояс, к которому подвешены горит с луком и акинак, иногда - боевой топор и второй длинный меч. На некоторых стелах голова воина покрыта шлемом, а корпус - панцирем. Встречаются стелы, на которых к поясу подвешены нож, оселок, нагайка и чаша. Скорее всего, эти каменные изваяния устанавливались в честь предков и воплощали образ божественного основоположника господствовавшего рода, родоначальника скифских царей.

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel02.jpg

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel01.jpg

Скифские каменные изваяния

Фото: www.museum.dp.ua

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel15.jpg

Изображения оружия и защитного снаряжения на скифском каменном изваянии:

1 - шлем, 2 - пояс, 3 - боевой топор, 4 - меч (акинак), 5 - нагайка, 6 - горит

 

Изображения в зверином стиле играли роль амулетов-оберегов, призванных защищать их собственников от враждебных сил и привлекать покровительство добрых божеств.

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel25.jpg

Обкладка деревянной чаши. Золото. V в. до н.э.

Первая Завадская могила. Никопольский район

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel26.jpg

Обкладка деревянной чаши. Золото. V в. до н.э.

Первая Завадская могила. Никопольский район 

Помимо реальных животных, на многих предметах изображали и фантастических существ - крылатых коней, сирен, грифонов, чудовищ и т.д.

 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel24.jpg

Изображение крылатого коня на золотой пластинке. IV в. до н.э. 

Курган Куль-Оба

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel16.jpg

Изображение сирены на пластинке из кости. IV в. до н.э. Курган Гайманова Могила 

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel06.jpg

Изображение грифонов на Чертомлыкской амфоре. IV в. до н.э.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel17.jpg

Изображение на костяной пластинке сражающихся с чудовищем скифов.  IV в. до н.э.

Курган Гайманова Могила

 
Подобные изображения, помимо ювелирных изделий и различных предметов, очевидно нередко также украшали тела знатных скифов и царских дружинников. По всей видимости, такие татуировки наносились в ритуальных целях и были призваны сделать их обладателей неуязвимыми для любых видов оружия. Об этом стало известно после находки на Алтае прекрасно сохранившихся в условиях вечной мерзлоты останков знатного скифа. Роль военных эмблем, украшений и одновременно магических оберегов играли и изображения в зверином стиле (олени, орлы, пантеры, рыбы) на образцах скифского защитного вооружения. Прежде всего, на доспехах и щитах.

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel35.jpg

Золотое украшение щита - "келермесская пантера".

Курган вблизи станицы Келермесской на Кубани. VI в. до н.э.

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel36.jpg

 Золотое украшение щита - "костромской олень.

Курган вблизи станицы Костромской на Кубани. VI в. до н.э.

.

.

В Днепропетровск привезли золото скифов

 .

К скифским военным, оберегам следует отнести и изображения головы Медузы Горгоны с высунутым язиком, которые встречаются на нагрудних пластинах.

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel33.jpg

 Бронзовая нагрудная пластина с изображением головы Медузы Горгоны

К культовым предметам многие исследователи относят металлические навершия, которые появились у скифов во второй половине VII в. до н.э. и очевидно были связаны с различными церемониями. В степных скифских курганах их находят от 1 до 10. Ильинская В.А. считает, что изображения  на навершиях конца VII - начала V вв. до н.э. были связаны с культом солнца - верховного божества и идеей плодородия земли. Переводчикова Е.В. и Раевский Д.С. связывают эти предметы с идеей мирового дерева - одной их широко распространенных в древности мифологических концепций, свойственной в том числе и скифам. Большинство ученых сходятся во мнении, что металлические навершия использовались в качестве украшений катафалков, однако выдвигались и гипотезы о том, что данные предметы являлись специальными музыкальными инструментами жрецов. (Бакаи К.  и другие).

http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel34.jpg

Навершия из кургана Толстая Могила. IV в. до н.э. Никопольский район 

 

Поздние скифы Нижнего Приднепровья и Крыма наряду со скифскими почитали и греческих богов. На главной площади Неаполя Скифского (недалеко от современного г. Симферополя) находились статуи Зевса, Афины, Ахилла Понтарха. Они были установлены греком Посидеем, переселившимся в Неаполь Скифский из Ольвии. К этим же временам относятся изображения Диониса, Деметры, Аполлона, Артемиды, Гермеса и братьев Диоскуров.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel14.jpg

Деталь скифского убранства - голова богини Деметры. IV в. до н.э.

Курган вблизи с. Великая Белозерка, Запорожская область.

Для отправления культовых церемоний существовали специальные священные места, строились храмы, многочисленные алтари, посвященные отдельным божествам. В первых веках нашей эры среди живших в Причерноморских городах-государствах скифов и сарматов распространяется культ единого бога или «бога высочайшего», которого они обычно не называли по имени. По всей видимости, уже в III в. Н.э. некоторые скифы приняли христианство.

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel57.jpg

Скифский глиняный божок.

Находка на зольнике в Крыму

 

В 312 г. н.э. император Константин восстановил Крымскую епархию, что свидетельствует о существовании здесь довольно многочисленной христианской общины. В 325 г. н.э. ее представитель епископ Кадм, принял участие в первом Никейском соборе. 
 


 

 Памятники культур предскифского времени на территории

Украины, Молдовы, Польши и европейской части Российской Федерации

 http://www.bizslovo.org/content/images/stories/torop/istoriya_nikopolya/sk_poh_rel/sk_poh_rel11.jpg


 

 1 - высоцкая культура, 2 - культура ноа, 3 - культура фракийского гальштата, 4 - белогрудовско-чернолесская культура, 5 - бондарихинская культура, 6 - срубная культура.

1 - Луговское, 2 - Высоцкое, 3 - Красненское, 4 - Злочев, 5 - Почапы, 6 - Перемышль, 7 - Крылос, 8 - Грушка, 9 - Олешев, 10 - Городница, 11 - Голиграды, 12 - Михалково, 13 - Новоселка Костюковская, 14 - Залещики, 15 - Магала, 16 - Валя Русулуй, 17 - Гиндешты, 18 - Шолданешты, 19 - Кишинев, 20 - Ленковцы, 21 - Яруга, 22 - Лука Врублевецкая, 23 - Мервинцы, 24 - Белый Камень, 25 - Антонины, 26 - Сандраки, 27 - Собковка, 28 - Краснополка, 29 - Белогрудовский лес, 30 - Подгорцы, 31 - Залевки, 32 - Гуляй-Городок, 33 - Носачево, 34 - Оситняжка, 35 - Субботово, 36 - Калантаевка, 37 - Тясминское, 38 - Андрусовка, 39 - Черный лес, 40 - Московское, 41 - Бутенки, 42 - Хухра, 43 - Ницаха, 44 - Малые Будки, 45 - Студенки, 46 - Бондариха, 47 - Оскол, 48 - Мачуха, 49 - Кирьяковка, 50 - Мерефа, 51 - Черногоровка, 52 - Каменка, 53 - Большая Камышеваха, 54 - Красный маяк, 55 - Сабатиновка, 56 - Усатово, 57 - Анатольевка, 58 - Пересадовка, 59 - Широкое, 60 - Кардашинка, 61 - Солонец, 62 - Змеевка, 63 - Кут, 64 - Никополь, 65 - Федоровка, 66 - Лукьяновка, 67 - Каиры, 68 - Большая Лепетиха, 69 - Бабино, Нижний Рогачик, Первомаевка, 70 - Ушкалка, 71 - Белозерский лиман, 72 - Малая Цимбалка, 73 - Кара-Тобе, 74 - Зольное, 75 - Челки, 76 - Кировское, 77 - Ново-Филипповка, Аккермель, 78 - Шевченко, 79 - Преслав, 80 - Обиточная, 81 - Луначарское, 82 - Гусельщиков, 83 - Елисаветовская, 84 - Кобяково, 85 - Новочеркасск, 86 - Веселый, 87 - Чернышевская, 88 - Ляпичев, 89 - Жирноклеево, 90 - Семидворки, 91 - Воронежская ГЭС, 92 - Мокшан, 93 - Зимница, 94 - Надеждино-Куракино, 95 - Мало-Окулово, 96 - Калиновка, 97 - Быково, 98 - Бережновка, 99 - Черебаево, 100 - Норки, 101 - Покровск, 102 - Сосновая Маза, 103 - Ивановка, 104 - Успенское, 105 - Егорьевское, 106 - Грачевский сад, 107 - Кинель, 108 - Моечное озеро, 109 - Комаровка, 110 - Хрящевка, 111 - Ягодное, 112 - Сусканы, 113 - Кайбелы, 114 - Тургеньевское

 





 

Скифы - племена, населявшие степи Восточной Европы в VII-II вв. до н.э. Современные представления о появлении скифов можно свести к двум основным теориям. По первой, формирование скифского этноса происходило на основе местного предскифского населения, жившего в Причерноморье еще в позднем бронзовом веке. Вторая, более сложная, исходит из сведений, ставших известными древнегреческому историку Геродоту. Согласно этой теории, скифы проникли в Причерноморские степи и в Крым из Азии. Существуют и научные гипотезы, разнообразно сочетающие эти представления о происхождении скифов и, очевидно, наиболее близкие к реальности. Скифы принадлежали к европеоидной расе, их язык относился к иранской группе индоевропейских языков. Скифы

Современные археологические периодизации скифской эпохи многочисленны и разнообразны. Наиболее удачным вариантом выглядит ее деление на периоды: архаический - VII-VI вв. до н.э., среднескифский - V в. до н.э., позднескифский - IV - начало III вв. до н.э. Оно основывается на наблюдаемых археологами изменениях скифской культуры. Признаками этой культуры считают «скифскую триаду», состоящую из характерных предметов: оружия — мечей-акинаков и бронзовых наконечников стрел, украшений в зверином стиле и конского снаряжения. Завершение скифской эпохи в Северном Причерноморье и в Крыму относят к концу первой трети III в. до н.э. На раннем этапе скифы в основной массе были воинами - конными лучниками. В VII в. до н.э. они повергли в трепет и покорили население Переднего Востока; во время азиатских походов скифы, сея ужас и разрушения, доходили до границ древнего Египта. В степях Крымского полуострова наиболее ранние и надежно датируемые скифские памятники появляются в последних десятилетиях VII в. до н.э. Это захоронения в кургане у с. Филатовка на Перекопском перешейке и в кургане на Темир-Горе близ Керчи. Они указывают на время освоения Степного Крыма скифскими кочевьями. Если погребение у с.Филатовка является типичным для основной массы кочевников архаического этапа, то захоронение в большом кургане на Темир-Горе, скорее всего, не рядовое. Очевидно, оно принадлежало одному из представителей степной родовой верхушки. В этом погребении сочетаются черты, характерные как для скифов Степного Причерноморья, так и для скифов Предкавказья-Прикубанья. Вероятно, Степной Крым стал в это время своеобразным мостом, соединявшим Древнюю Скифию, простиравшуюся от лесостепных районов Поднепровья до отрогов Кавказского хребта. Остальные немногочисленные захоронения скифов VII-VI вв. до н.э. (в настоящее время в Степном Крыму их насчитывается не более восьми) мало огличаются от аналогичных захоронений причерноморско-приазовскнх степей. В горной части Крымского полуострова в архаическое время существовала достаточно многочисленная обособленная группа населения, для которой было характерно сочетание «скифского» погребального обряда с лепной керамикой, украшенной орнаментом из резных линий, типичной для археологической кизил-кобинской культуры, которую ученые связывают с обитавшими в горах таврами. Первоначально территория расселения этих племен охватывала, видимо, не только предгорье, но и Керченский полуостров, где разнообразная кизил-кобинская керамика обнаружена в ранних слоях греческого города Нимфея. Следствием глубокого проникновения скифов в глубь Крымского полуострова стали пределенные изменения в материальной культуре, свидетельствующие о формировании нового тавроскифского этноса. В дальнейшем наблюдается сокращение населения Горного Крыма. Причиной этого стало постепенное перемещение тавроскифов в степную часть полуострова.Скифы. Археологическая культура скифов. Скифская триада


Скифы. Реконструкция М.М. Герасимова


 

Скиф. Реконструкция М.М. Герасимова

 

В VII-V вв. до н.э. быт скифов определялся их основным занятием - кочевым скотоводством, для которого характерна частая смена территорий. Когда истощалось одно пастбище, скифы переходили на другое. Такие частые смены мест связывались со временем года и природными условиями - в первую очередь с различиями в росте трав в разных районах Крымского полуострова. В зимнее время стада концентрировались у Сивашских озер, некоторые из них в этот исторический период могли быть заполнены пресной или солоноватой, но пригодной для питья водой. Их берега могла покрывать сочная травянистая растительность. В зимние ненастья животные добывали себе корм тебеневкой, разбивая копытами прочную снежную корку и разгребая снег. Не исключено, что в летнее время стада поднимали на горные пастбища. Однако для того, чтобы попасть в Горный Крым, необходимо было частью вытеснить, частью подчинить исконных жителей предгорья и нагорья - тавров. Археологические находки убедительно свидетельствуют о широком проникновении скифов на эту территорию в V-IV вв. до н.э. В это же время на многих таврских могильниках прекращаются захоронения. Видимо, в ходе скифской хозяйственной экспансии, часть таврского населения была ассимилирована (так возникли племена тавро-скифов), а часть вытеснена в глухие лесные районы и на Южный берег. В стадах кочевников было много мелких животных - в основном овец, встречались козы, в меньшем количестве был представлен крупный рогатый скот, в степи паслись большие табуны скифских лошадей. В качестве тягловых животных использовали волов. Основным жилищем кочевников были войлочные юрты, укрепленные на повозках. В них передвигались со своими семьями "восьминогие" - рядовые общинники, имевшие небольшое стадо животных и двух волов, которые тянули повозку. Небольшие парные семьи кочевников входили в состав больших родственных объединений. Пока эти воины-скотоводы составляли основную часть степного населения, Скифия оставалась непобедимой. Утварь рядового населения была небогатой, состояла из нескольких глиняных, как правило, лепных сосудов, использовавшихся для приготовления и употребления пищи, деревянных чаш, кожаных мешков - бурдюков. На стоянках кочевников часто находят обломки греческих транспортных сосудов - амфор. Первоначально в них находилось вино, к которому скифы были неравнодушны, а затем вместительные амфоры использовали для хранения воды, молока, кисломолочных продуктов. Судя по находкам в могилах, в скифских семьях была и парадная посуда. Состоятельная верхушка приобретала в греческих городах художественную посуду из драгоценных металлов. Рядовое население наряду с лепной посудой пользовалось и чернолаковыми сосудами, купленными у греков. Такие, сравнительно недорогие чаши, тарелки, миски, кувшины в большом количестве привозили из Греции, в основном из Афин. Судя по почти полному отсутствию среди находок монет, кочевники вели меновую торговлю. Предметом обмена, как правило, являлись продукты кочевого хозяйства, однако, судя по последним исследованиям ученых, заметную роль в скифском товарообмене могла играть работорговля. Период скифской истории, относящийся к 550-525 гг. до н.э., характеризуется следами интенсивных военных действий в Поднепровье и в восточной части Крымского полуострова. Материалы, полученные при раскопках греческих городов, существовавших в это время на крымском берегу Керченского пролива, достаточно красноречивы. И в Порфмии, и в Мирмекии были построены оборонительные стены, причем Порфмий пережил нападение, сопровождавшееся пожаром. Возможно, какая-то группа скифов, перемещавшаяся из Азии, устремилась на Крымский полуостров и столкнулась с сопротивлением, которое им оказали родственные скифам по происхождению и культуре местные племена, а затем и греки-колонисты. Новый период в истории крымских скифов начался в последние десятилетия VI - начале V вв. до н.э. Археологически он выражается в появлении в Степном и Предгорном Крыму погребений воинского облика, нередко называемых «дружинными». Таких захоронений немало в крымских курганах. Самые ранние из них раскопаны в Золотом кургане под Симферополем и в кургане близ с. Вишневка у Перекопа. В небольших грунтовых могилах были похоронены знатные, тяжело вооруженные конники. Ножны их мечей были декорированы золотом, на гориты были нашиты золотые украшения. От вражеского оружия их при жизни защищали доспехи, состоявшие из сотен железных пластин, нашитых на кожаную основу. На доспехи, разложенные на дне могилы, были положены после смерти тела военачальников. Могилы воинов известны на Керченском полуострове, в районе Феодосии, в Присивашье, в Западном Крыму, в центральной части крымской степи и в предгорьях. В середине второй половины V в. в Крыму уже сформировалось постоянное скифское население. Во главе свободных воинов-кочевников стояла военная аристократия. Часть же скифов, вероятно беднейшая, в это время начала переходить к земледелию, оседая на земли близ греческих городов. Например, близ Феодосии, у с. Фронтовое, археологами раскопаны не курганы, сооружение которых требовало усилий большого родственного коллектива, а грунтовый могильник, мало отличающийся от современных сельских кладбищ, состоящий из многочисленных небольших могил с очень скромными вещами, которые должны были сопровождать умерших в их путешествии по загробному миру. Лишь у мужчин изредка находили наконечники стрел и железные кинжалы, а захоронения женщин и детей сопровождали немногочисленные стеклянные бусы, приобретенные у греков, и небольшие сосуды. Рядом с могильником были обнаружены и остатки поселения. Такой же могильник найден и у с. Приречное между Белогорском и Нижнегорском. И в этом случае невдалеке от него были отмечены следы небольшого села, основанного скифами-земледельцами. Заметное увеличение числа захоронений в крымских курганах, произошедшее в конце VI — начале V вв. до н.э., очень показательно. В большинстве могил были захоронены, в основном, мужчины-воины, что свидетельствует, по мнению археологов, о появлении в Степном Причерноморье и на Крымском полуострове очередной волны скифов из глубины Евразии и начале здесь формирования новой Скифии. Вскоре они подчинили своих лесостепных соседей и поставили в зависимость некоторые греческие города. Серьезное противодействие скифам оказали лишь греки, жившие на берегах Боспора Киммерийского. Объединившись около 480 г. до н.э. в единое государство, во главе которого стал род правителя Археонакта, боспорские греки сумели остановить скифскую агрессию. В Пантикапее в это время интенсивно развивается производство металлических предметов военного назначения. В небольших городках - Мирмекии, Порфмии, Тиритаке возводятся оборонительные стены. Но на сельских поселениях греков, находившихся около Нимфея, заметны следы разгрома. Но войны нельзя вести бесконечно, и ближе к середине V в. до н.э. мы видим новую ситуацию. Заново отстраивается центральная часть столицы Боспорского государства Пантикапея. А в Нимфее, не вошедшем в состав Боспорского государства или вышедшем из этого объединения после войны, появляются на службе воины-варвары. Об их присутствии археологи судят по богатым захоронениям, над которыми были насыпаны курганы. Находки в гробницах представлены доспехами и оружием скифского типа, греческими сосудами, скифскими и греческими украшениями. Рядом с могилами хозяев находились захоронения боевых коней. Такой обряд хорошо известен и в скифских могилах Прикубанья. Возможно, нимфейские воины и были представителями скифских племен, живших к востоку от Керченского пролива. Опираясь на такой подвижный и хорошо вооруженный отряд, непокорный город мог противостоять посягательствам на свою независимость со стороны вчерашних союзников, объединившихся вокруг Пантикапея, а также защищать его от грабительских набегов обитателей крымских и материковых степей. Во второй половине V в. до н.э. в курганном некрополе Пантикапея появляются богатые погребения воинов-варваров. Они известны в Акбурунском кургане и Баксинском кургане. Вероятно, и в столице Боспора оценили сильные стороны конных скифских дружин. Еще одно богатое воинское захоронение известно в степной части Керченского полуострова - у с. Ильичево. С ним связан клад из нескольких предметов. Золотые обкладки горита из этого клада очень похожи на такие же украшения из Семибратнего кургана, находящегося в Прикубанье. Если Боспор сумел отстоять свою независимость, то отношения степных скифов с быстро развивавшейся Керкинитидой, расположенной в противоположной части Крымского полуострова, строились на основе уплаты дани. Отправка дани упомянута в письме, написанном в конце V в. Апатурием, жителем Керкинитиды.  Труднее охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в этот период в Горном Крыму. Судя по захоронениям в предгорных курганах, скифы включили в снои владения внешнюю горную гряду, подчинив или вытеснив прежних обитателей предгорья - тавров.

В Степном Причерноморье и в Степном Крыму главенствовали скифы царские. Геродот, побывавший вблизи Крымского полуострова около середины V в. до н.э., определил Степной Крым как зону их постоянного обитания: «За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики, а на восток - до рва, выкопанного потомками слепых рабов...». Основным занятием их верхушки, судя по характеру погребального инвентаря, было военное дело. Несомненно, V в. до н.э. был «героическим периодом» в жизни степной аристократии. Рядовое население, в основном, продолжало заниматься кочевым скотоводством, лишь в округе Феодосии начался переход к оседлости или полуоседлости.Гробница скифских царей

Гробница скифских царей

В IV в. до н.э. жизнь в крымских владениях скифов изменилась. В это время население увеличилось в несколько раз. Ограниченность пространства, пригодного для кочевой жизни, привела к тому, что большая часть скифов была вынуждена перейти к земледелию. В Степном и Предгорном Крыму происходил переход массы кочевых скифов к оседлости. Это явление особенно хорошо заметно на Керченском полуострове, а также в степи и предгорье близ Феодосии. Происходила седентаризация (переход к оседлости) на скифских землях, граничивших с землями Боспорского царства, либо на землях, ранее бывших скифскими, но в этом столетии вошедших в состав Боспорского государства. Здесь на протяжении столетия возникло несколько десятков деревень, населенных в основном варварами. Размеры сел были разными, от небольших хуторов с двумя-тремя домами-усадьбами, находившимися на приличном расстоянии друг от друга, до больших, поселков, занимавших площадь в несколько десятков гектаров. В них расстояние между домами составляло 30-50 м. Свободное пространство занимали сады и огороды. Нередко между домами возвышались невысокие холмы - зольники. Это была и мусорная свалка, используемая семьей или родственными семьями, и одновременно служившая святилищем божеств, хранителей домашнего очага и семейного благополучия. Дома состояли из двух-трех комнат, имевших жилое и хозяйственное назначение, небольших помещений, отведенных для содержания животных. Их стены возводили из камня на глиняном растворе. Иногда каменными были лишь цоколи, а выше стены состояли из сырцовых, то есть необожженных, высушенных на солнце кирпичей. Крыши были земляными, лишь изредка археологи находят обломки покупной плоской черепицы. Во дворах находились многочисленные хозяйственные ямы, предназначенные для хранения зерна в колосках. В каждую из таких емкостей глубиной от 1,5-2 м и более, вмещалось от полутонны до тонны зерна. Иногда встречаются и крупные ямы вместимостью в несколько тонн. Такие хранилища с широкой нижней частью и узким устьем существовали сравнительно недолго. Как правило, через несколько лет после сооружения их засыпали бытовым мусором - пеплом и обломками разбитой посуды. Бытовые предметы, найденные в мусоре, представлены обломками греческих амфор, местной лепной и приобретенной у греков гончарной посуды, кусками глиняных жаровен, глиняными грузиками для веретен - пряслицами. Изредка встречаются более крупные грузы для ткацких станков. Среди находок на поселениях известны единичные греческие монеты, бронзовые украшения для конской упряжи, бронзовые наконечники стрел, железные орудия труда и обломки оружия. Основным занятием сельских обитателей было земледелие. Они выращивали пшеницу, которую через порты Боспорского царства продавали в Грецию, в основном в древние Афины. Жители сел занимались придомным и пастушеским скотоводством. Характер придомного скотоводства понятен современному человеку, пастушеское может быть связано с длительным нахождением стада вдали от дома на летних и зимних пастбищах. Доля лошадей в их стадах, по сравнению с кочевым стадом, снизилась, зато возросла доля крупного рогатого скота. Часть мясных продуктов получали путем охоты на диких животных. Садоводство и огородничество существовало в небольших размерах и было направлено на удовлетворение потребностей членов семьи. Семьи, судя по размерам домов, были небольшими - парными, состоящими из родителей и их детей. Похоже, что взрослые сыновья отделялись от отцов, создавали собственные усадьбы и получали новые земельные наделы. Судя по тому, что все эти дома похожи друг на друга, можно думать, что жители поселков имели близкий по уровню материальный достаток. Скорее всего, это были недавние рядовые кочевники и обедневшие скифы, лишившиеся своих стад и права пользоваться пастбищами. Их труд в своих интересах использовала высшая скифская знать. Возможно на землях Боспорского государства такие «соседские» общины эксплуатировала царская власть. Близ поселений в восточном Крыму появляются курганные могильники, состоящие из многих насыпей, под которыми находились каменные и грунтовые склепы, предназначенные для членов одной семьи. Лучшие гробницы из хорошо обработанного камня сооружали специально приглашенные для этого каменотесы и строители-греки. В курганах степного Присивашья были распространены могилы в виде катакомб - небольших искусственных пещер, предназначенных для захоронения одного-двух человек. Население этой части Крыма продолжало придерживаться традиций, характерных для степняков. К тому же здесь нет сел, но нередко встречаются следы стойбищ - недолгах остановок скотоводов. Здесь сохранялся кочевой образ жизни. Захоронения кочевников богаче, чем могилы земледельцев: их положение в скифском обществе было выше, чем у земледельцев .Скифская аристократия высокого ранга в это время сосредоточилась в предгорной части полуострова. В первой половине IV в. до н.э. существовал аристократический могильник Дорт-Оба, исследованный археологами близ Симферополя. Возможно, здесь хоронили номархов - правителей крымской части Скифии, подчинявшихся великому царю Атею, возглавлявшему всех причерноморских скифов. Более поздний, относящийся ко второй половине этого столетия могильник местной знати расположен у современного г. Белогорска. Курганы высотой около десяти метров говорят о том, что на Таврическом полуострове появилась собственная династия, считавшая себя всего лишь на один ранг ниже великих царей всей Скифии.

Действительно, на вершинах гор Ак-Кая и Беш-Оба находится caмый большой аристократический могильник крымских скифов, возникший не ранее середины IV в. до н.э. Аккайский курганный некрополь несет оригинальные черты. Они выражены в продуманном использовании особенностей местности и характеризуются архитектурным решением, при котором большие курганы оказались включенными в рельеф Горного Крыма. Так, при взгляде из Степного Крыма на горно-предгорное междуречье рек Биюк-Карасу и Кучук-Карасу, уже с расстояния 15-20 км, а в дни с контрастным освещением - с расстояния в несколько десятков километров, открывается ритмическая картина острых и куполовидных вершин Крымских гор, между которыми проступают как бы уравненные с ними по величине и значению силуэты больших курганов. В строго продуманном выборе перспективы убеждает и то, что в другой части Предгорного Крыма при всем старании, не удалось бы добиться такого эффекта. Поэтому памятник можно отнести к числу уникальных для Северного Причерноморья ланшафтно-архитектурных «парков». Среди почти что сотни небольшие курганов, здесь возвышаются 10 курганов высотой от 6 до 10 м. Под насыпью каждого из них было совершено захоронение представителя скифской аристократии, который в условиях Крымского полуострова, при жизни мог претендовать на царский титул. За две с половиной тысячи лет эти могилы были разграблены и не один раз (этого не понимают современные торговцы древностями, поэтому бригады алчных осквернителей гробниц проодолжают бессмысленно разрушать памятники). Археологам удалось осмотреть только две гробницы, находящиеся под курганами. В одном случае, это была большая скифская катакомба, такая же, как и в больших курганах древних царей Степной Скифии. Во втором, современные грабители раскрыли большой каменный склеп, построенный специально приглашенными греческими мастерами.Еще одна ветвь скифской аристократии с высоким уровнем притязаний осела в столице Боспорского царства Пантикапее. Ее богатства создавали скифы, обитавшие в многочисленных селах, остатки которых обнаружены археологами на Керченском полуострове. После смерти знатные скифы были похоронены в курганах Куль-Оба и Патиниоти, расположенных в некрополе Пантикапея среди гробниц знатных греческих семей, живших в Пантикапее.


Золотая ваза. Курган Куль-Оба





 

                  

                     Золотая ваза из кургана Куль-Оба (IV в. до н.э.).  На ней - сцены из жизни скифов.             

И Куль-Оба и курган Патиниоти по размерам относятся к той же группе аристократических курганов, что и находящиеся на г. Беш-Оба и Ак-Кая в Крымском предгорье. Это уравнивает социальное положение похороненных в них варварских вождей или царей. Каменный склеп, над которым был сооружен курган Куль-Оба, имел вид прямоугольника с уступчатым перекрытием высотой 5 метров. На деревянном ложе покоился скифский владыка в расшитой дорогими украшениями одежде. Здесь находилось богато декорированное оружие, украшения, драгоценные сосуды. Рядом стоял кипарисовый саркофаг с захоронением женщины, в котором были найдены многочисленные украшения. Покой хозяев охранял слуга - оруженосец. Почти таким же было захоронение в кургане Патиниоти. Возможно, в эти двух недалеко друг от друга расположенных курганах, находились гробницы членов одной аристократической семьи, избравшей местом своего пребывания греческий город. В западной части Крымского полуострова, в кургане Чаян (близ Евпатории), обнаружено еще одно захоронение скифского аристократа. Вероятно, он возглавлял скифов Западного Крыма. Судя по оружию, обнаруженному в захоронениях, аристократы в военное время были предводителями скифских отрядов, в которых рядовые кочевники составляли костяк конницы, а земледельцам была отведена роль легко вооруженной пехоты. О взаимоотношениях скифов с греческим населением Крымского полуострова в IV в. до н.э. можно судить лишь по отрывочным свидетельствам из истории Боспорского государства. Так, в начале столетия скифы, подданные царя всей Скифии Атея, выступили в роли союзников боспорского правителя Левкона в войне Боспорского царства против независимой Феодосии. Во второй половине столетия произошла война уже между скифами и Боспором. Причины ее не ясны, однако это столкновение вряд ли было длительным. Вероятно, Боспор, используя в первую очередь экономические рычаги, сумел умиротворить скифов. Поэтому, когда два десятилетия спустя разгорелась борьба за боспорский престол между законным претендентом Сатиром и его противником Евмелом (кстати, братом Сатира), поддержтгоаемым приазовскими сираками из мощной сарматской группы племен, скифы выступили на стороне Сатира, который в конечном итоге проиграл. Это было их последнее активное вмешательство в боспорскую политику, приблизившее решающее столкновение между скифами и их восточными соседями - сарматами. О катастрофе, постигшей и скифов, и греков в 70-60-е гг. III в. до н.э., можно судить по материалам скифских поселений Феодосийской и Керченской зоны, а также херсонесских поселений Северо-Западного Крыма, в их числе Керкинитиды и Калос Лимена. Жизнь внезапно прекратилась на сотнях поселений, на некоторых из них были обнаружены следы пожаров и останки погибших людей. Картина полного разгрома удручающа, видимо, пришедшие из-за Дона сарматские племена в течение одного или нескольких походов полностью покончили со скифами, не пощадив и греческих владений. Уцелели лишь греческие города, защищенные мощными каменными стенами.Карта Скифии по Геродоту



 

Карта Скифии (по Геродоту)

                                                                                                                                 Карта позднескифских поселений КрымаКарта позднескифских поселений Крыма.

а - городища, б – селища

 

1 - Ак-Кая (Белая Скала); 2 - Чардакалы; 3 - Тайган; 4 - Новокленово; 5 - Аргинское; 6 - Нейзац; 7 - Зуйское верхнее; 8, 9 - Зуйские; 10 - Соловьевка; 11 - Городцы; 12 - Толбаш; 13 - Хан-Эли; 14 - Мазанка; 15 - Брусилово; 16 - Калиновское; 17 - Сарабузское; 18 - Софиевка; 19 - Красное (Кермен-Кыр); 20 - Неаполь; 21 - Залес; 22 - Лозовое; 23 - Тахта-Джама; 24 - Пионерское; 25 - Джалман; 26 - Золотое Ярмо; 26а - Дружное; 27 - Доброе (Мамут-Султан); 28 - Кизил-Коба (Красная Пещера); 29 - Ени-Сала; 30 - Терек-Эли; 31 - Таш-Джарган; 32 - Змеиное; 33 - Развилка; 32 - Красная Горка (Саблы); 35 - Долгий Бугор (Саблы); 36 - Бешуй; 37 - Широкая Поляна; 38 - Карагач; 39 - Булганак; 40 - Почтовое; 41 - Альминское; 42 - Заячье; 43 - Гора Чабовского; 44 - Альма-Кермен; 45, 46 - Балта-Чокрак I и II; 47 - Старосельское; 48 - Топчи-Кой I и II; 50 - Краснозоринское; 51 - Керменчик; 52 - Тибертинское; 53 - Усть-Бельбекское; 54, 54а - Усть-Качинские; 55 - Тас-Тепе; 56 - Вилино; 57 - Песчаное (Альма-Тамак); 58 - Усть-Альминское; 59 - Кизил-Яр; 60, 61 - Кара-Тобе; 62 - Керкинитида; 63 - Чайка; 64 - Тереклы-Конрат; 65 - Береговое; 66 - Айрчи; 67 - Южно-Донузлавское; 68 - Беляус; 69 - Кульчук; 70 - Лазурное; 71 - Тарпанчи; 72 - Джан-Баба; 73 - Караджи; 74 - Калос-Лимен; 75 - Фрунзенское.